Programma Semya

Пояснительная записка

 

               Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги в семье: отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни и сложившиеся социально-экономические условия, не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. В последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность,  всего учебно-воспитательного процесса. Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности. 
На протяжении нескольких лет мы изучаем социальный состав, образовательный уровень родителей нашей школы. Преимущественно это служащие, домохозяйки, сельскохозяйственные рабочие, которые имеют возможность уделять большее время детям. Но, тем не менее, и во внешне благополучных семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений. Родители заботятся только о материальном достатке семей, многие не интересуются нравственными сторонами воспитания, успехами ребенка в школе. В результате анализа социального состава семей по различным категориям мы установили устойчивую тенденцию к увеличению количество многодетных, неполных, малообеспеченных семей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, детей, имеющих одного родителя 
Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в  разработанной нашей школой программе «Семья».
Участники программы: педагоги, родители, учащиеся.
Срок реализации 3 года.

Законодательные и нормативно-правовые документы включают следующее:

  • Конвенцию ООН оправах ребенка;
  • Конституцию РФ;
  • Закон РФ »Об образовании»
  • Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
  • несовершеннолетних»;
  • ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и
  • детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Семейный кодекс РФ;

Цель программы: оптимизация взаимодействия семьи и школы.
Задачи:

  1. Воспитывать  у участников образовательного процесса  отношение к семье как к базовой ценности общества.
  2. Психолого-педагогическое просвещение семей.
  3. Ознакомить с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения.
  4. Создать условий для участия родителей в воспитательном процессе школы
  5. Создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».
  6. Предупреждение правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Сформированность активной педагогической позиции родителей.
  3. Активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.
  4. Снижение случаев безнадзорности несовершеннолетних
  5. Укрепление дисциплины учащихся.
  6. Повышение правовой грамотности родителей и детей
  7. Совместная творческая деятельность родителей и детей.

Срок реализации программы: 2015 -2018 годы

Содержание программы.
1-й раздел «Психолого-педагогическое просвещение родителей»
Задачи:

1. Дать родителям педагогическими знания и умениями; 
2. Сформировать активную педагогическую позицию родителей.
Формы работы: конференции, открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, родительские собрания, психолого-педагогическое просвещение родителей, работа школьного родительского комитета, участие в социологических опросах, изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений. 
2- раздел «Сотрудничество»
Задачи:
1. Организовать сотрудничество школы и семьи по вопросам  формирования нравственных качеств и культуры поведения учащихся.
2. Организовать совместный досуг, творческую деятельность родителей и детей через совместные дела, праздники, акции, мероприятия.
Формы работы: мероприятия,  КТД, акции, походы, творческие встречи, выставки.
3-й раздел «Работа с неблагополучными семьями»
Задачи:
1. Укреплять дисциплину среди учащихся.
2. Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
3. Создать мотивацию у семей на выход из состояния неблагополучия.
Формы работы: посещение семьи, вовлечение детей в кружковую работу, составление карт и паспортов семьи, социальных паспортов класса и школы, адресная материальная помощь малообеспеченным семьям, организация досуга учащихся из  неблагополучных семей на каникулах, диагностика девиантного поведения, оформление стенгазет для родителей, диагностика психологического климата в семье, проверка жилищно-бытовых условий, индивидуальная работа психолога с трудными детьми, индивидуальные консультации для родителей и детей  социального педагога.
4-й раздел «Семь Я»
Задачи:
1.Сформировать понятия о семейных ценностях.
Формы работы: краеведческий марафон, тематические классные часы «Я и моя семья», «Мир увлечений моей семьи», конкурсы стенгазет и сочинений о семье, сюжетно-ролевые игры «Бюджет моей семьи», «Семейные обязанности», беседы, совместные встречи с медицинскими работниками по вопросам «Планирование семьи и ребенка» в старших классах, вечера, обсуждение статей в СМИ, составление родословного дерева.
5-й раздел «Правовое просвещение родителей и детей»
Задачи: 
1.Познакомить с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения.
Формы работы: родительский университет, родительские конференции по изучению законов РФ о семье, о защите  прав ребенка, социальной защите семьи; тематические классные часы «Конвенция прав ребенка», «Телефон доверия».
6-й раздел «Социально-психологическая служба»
Задачи:
1. Оказывать социально – психологическую помощь детям и родителям
Формы работы: диагностика, индивидуальные консультации с учащимися, родителями и педагогами школы, информационно-тренинговое общение с учащимися, семейные консультации.

План мероприятий программы

 
п/п

Мероприятия программы

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организационные мероприятия

1.1.

Разработка программы «Семья»

Июнь-сентябрь 2015 г

Соц.педагог

1.2.

Подготовка социального паспорта школы, классов

Сентябрь (ежегодно)

Социальный педагог

1.3.

Разработка планов родительского университета по классам

Сентябрь (ежегодно)

Классные руководители

1.4.

Планирование родительских собраний в школе и классах

Сентябрь (ежегодно)

Зам по УВР Классные руководители

1.5.

Выборы  родительского  комитета в школе.

Сентябрь (ежегодно)

Соц.педагог

2. Раздел I. Психоло-педагогическое просвещение родителей.

2.1.

Организация и проведение родительского университета

По графику

Классные руководители

2.2.

Организация и проведение общешкольных родительских собраний.

1 раз в четверть

Зам по УВР

2.3.

Изучение семей обучающихся (психологической атмосферы семьи и семейных отношений)

В течение всего периода

Социальный педагог
 Классные руководители

2.4.

Индивидуальная работа с родителями: 
- собеседование классного руководителя с
родителями;
- консультации соц.педагога
- социальная поддержка многодетных и малообеспеченных семей;
- выбор формы обучения

В течение всего периода

Социальный педагог 
Классные руководители

2.5.

Диагностика уровня удовлетворенности 
родителей образовательным процессом.

Апрель (ежегодно)

Зам по УВР

2.6.

Организация работы родительского комитета школы

В течение всего периода

Соц.педагог

3. Раздел II. «Сотрудничество»

3.1.

Участие родителей в подготовке и проведении общешкольных мероприятий: 
-спортивные праздники;
-концерты, посвященные Дню матери, Дню 8 Марта, Дню Победы.
- новогодних утренников и вечеров;
- Ярмарка;
- выпускной вечер;
- конкурс «Лучшая семья года».
-краеведческий марафон «Моя семья здесь двести лет живет»

Согласно плану воспитательной работы

Ст.вожатая. соц.педагог

3.2.

Участие родителей в подготовке и проведении классных мероприятий

В течение года

Классные руководители

3.3.

Проведение рейдов в вечернее время на дискотеку и на улицы поселка

В течение года

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

4. Раздел III. «Работа с неблагополучными семьями»

4.1.

Диагностика семей учащихся МКОУ Колмаковской ООШ №18

сентябрь

Социальный педагог

4.2

Составление списков и плана работы на год с неблагополучными семьями

сентябрь

Социальный педагог

4.3

Ежедневный контроль за посещаемостью учащихся из неблагополучных семей.

в течение года

Социальный педагог, классные руководители,

4.4

Еженедельный контроль за успеваемостью учащихся из неблагополучных семей.

В течение года

социальный педагог, классные руководители

4.5

Вовлечение детей из неблагополучных семей в кружки и контроль за посещаемостью кружков

Сентябрь, в течение года

Кл.руководители, соц.педагог

4.6

Организация участия детей из неблагополучных семей в общешкольных мероприятиях.

по плану.

классные руководители

4.7

Социально – педагогический патронаж, контроль межличностных отношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку.

1 раз в месяц, по необходимости

социальный педагог

4.8

Обследование жилищно- бытовых условий с целью организации дальнейшей воспитательной работы

Сентябрь, октябрь, по необходимости

Социальный педагог, КДН

4.9

Организация занятости детей и контроль за нею во внеурочное время

В течение года

Социальный педагог
Классные

4.10

Психолого – педагогическая помощь родителям

По необходимости

Соц.педагог
Кл. руководители

4.11

Медико –социальная помощь проблемным семьям

В течение года

Соц.педагог

4.12

Организация дополнительных занятий по предметам для учащихся, испытывающих затруднения в учебе

По необходимости

Кл.руководители, учителя предметники

4.13

Организация благотворительной помощи

Август, сентябрь

Соц.педагог

4.14

Содействие в оформлении документов

По необходимости

Соц.педагог

Утверждаю                                                                                       Утверждаю
Совет родителей                                                                             Директор_________Шарыпов В.Х
______________Шарыпова О.Б                                                   _____августа 2015 года                                                    
____ августа 2015 года  

МКОУ Колмаковская ООШ №18
Программа «Семья»
Срок реализации 2015 -2018 годы.