Памятка для родителей.

1. Если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб.

  • попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к трудному подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого;
  • демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете;
  • сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке свое бессилие и злобу, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения;
  • определите круг обязанностей по дому, чаще хвалите за помощь. Напоминайте, что вам важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества;
  • оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям. Может быть, ваши ожидания от ребенка завышены?
  • постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения. Учиться должен ребенок, а не вы;
  • излишне подвижные дети увлеченно выполняют задания с "изюминкой". Больше давайте им творческих заданий, чередуя их с подвижными видами деятельности.
  • Не создавайте "революционную ситуацию", а если создали, разрешайте ее мирным путем.
  • Проявите гибкость, измените подход к проблеме, попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
  • Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из ссоры: "Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем".
  • Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувства юмора, часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту, слишком серьезно. Человек, владеющий чувством юмора, умеет создать комфортное веселое настроение в самые напряженные моменты. Шутка, розыгрыш - отличные средства для того, чтобы овладеть своим раздражением.
  • Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
  • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.
  • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
  • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
  • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.
  • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.

2. Если ссора все-таки разгорелась.

Дорогие родители, при общении с подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей.

Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).

Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

Помните:

Учащиеся школы имеют доступ к следующим цифровым образовательным ресурсам:

Список образовательных ресурсов на сайте 
МКУ КМЦИКТ "Центр Старт"
 

  • официальный сайт Министерства образования и науки    Российской Федерации http://www.mon.gov.ru;

  • федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru
  • информационная система "Единое окно доступа к  образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru;
  •  единая    коллекция    цифровых    образовательных       ресурсов http://school-collection.edu.ru;
  •  федеральный   центр   информационно-образовательных      ресурсов - http://fcior.edu.ru.
  • Детские электронные презентации и клипы  -http://viki.rdf.ru
  • Детский безопасный интернет  -  http://gogul.tv

 

ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ

 

 - Рубрикон - http://www.rubricon.com

Крупнейший информационно-энциклопедический проект российского Интернета. Сервер содержит полные электронные версии известных энциклопедий и словарей (Большая советская энциклопедия, Малая медицинская энциклопедия, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Энциклопедия «Города России», Энциклопедия «Мифы народов мира», Литературный энциклопедический словарь и т.д.) - всего более 60 названий.

 - Энциклопедия «Кругосвет» - http://krugosvet.ru

Сайт создан в помощь школьникам и студентам. Основные разделы: история, гуманитарные науки, культура и образование, медицина, наука и техника, науки о Земле, страны мира, спорт. Поиск ведется по тематическим рубрикам и ключевым словам, по одному или по всем разделам одновременно.

 - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании 
http://www.edu-all.ru

 - MультиЛекс Online: электронные словари онлайн - http://www.online.multilex.ru

 - Cловари русского языка на портале «Грамота.ру» - http://www.slovari.gramota.ru

 - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру» - http://www.glossary.ru

 - Толковый словарь В.И.Даля - http://www.vidahl.agava.ru

 - Яндекс.Словари - http://www.slovari.yandex.ru

 - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»
http://www.megabook.ru

- Детская энциклопедия "Потому.ру" - http://potomy.ru

- Инновационная образовательная сеть «Эврика» -http://www.eurekanet.ru

- Сайт Научно-популярного физико-математического журнала "Квант" http://kvant.mccme.ru/

- Сайт "Путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников" -http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka

 

 

Требования к оснащению образовательного процесса 
в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

математика

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по математике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.
Новизна разработанных требований.В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования настоящие требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по математике ориентированы, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.
Государственный стандарт по математике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения внедрения стандарта.

Принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе банки учебных задач, контрольно-измерительные материалы, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования.  Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для достижения требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование для оснащения кабинета математики части указанных технических средств рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д– демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф– комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П– комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета.Помещение кабинета математики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования информационно-коммуникационных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации данных).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

 
 

1

2

3

 

6

 

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по математике

Д

+

 

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)

 

+

 

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень)

 

-

 

1.4

Примерная программа основного общего образования по математике

Д

+

 

1.5

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике

 

-

 

1.6

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике

 

_

 

1.7

Авторские программы по курсам математики

Д

+

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов 5-6 кл
Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл
Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов

1.8

Учебник по математике для 5-6 классов

К

+

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов 5-6 кл

1.9

Учебник по алгебре для 7-9 классов

К

+

Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл

1.10

Учебник по геометрии для 7-9 классов

К

+

Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов

1.11

Учебник по алгебре и началам анализа для 10-11 классов

 

_

 

1.12

Учебник по геометрии для 10-11 классов

 

_

 

1.13

Учебник по математике для 10-11 классов

 

_

 

1.14

Рабочая тетрадь по математике для 5-6 классов

К

+

 

1.15

Рабочая тетрадь по алгебре для 7-9 классов

К

+

В.И. Жохов Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл

1.16

Рабочая тетрадь по геометрии для 7-9 классов

К

+

Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов

1.17

Дидактические материалы по математике для 5-6 классов

Ф

+

А.С.Чесноков, К.И. Нешков

1.18

Дидактические материалы по алгебре для 7-9 классов

Ф

+

 В.И. Жохов Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл

1.19

Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов

Ф

+

Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов

1.20

Практикум по решению задач по алгебре и началам анализа для 10-11 классов

 

_

 

1.21

Практикум по решению задач по геометрии для 10-11 классов

 

_

 

1.22

Практикум по решению задач по математике для 10-11 классов

 

_

 

1.23

Учебные пособия по элективным курсам

 

+

Математическая смекалка
История математики
Школьные олимпиады 5-6 кл.
Математические олимпиады школьников 9 кл.
Все задачи «Кенгуру».
Как научиться решать задачи.
Сборник задач математических олимпиад.
Занимательные логические задачи.

1.24

Сборник контрольных работ по математике для 5-6 классов

Ф

+

А.С.Чесноков, К.И. Нешков

1.25

Сборник контрольных работ по алгебре для 7-9 классов

Ф

+

В.И. Жохов Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл

1.26

Сборник контрольных работ по геометрии для 7-9 классов

Ф

+

Бутузов

1.27

Сборник контрольных работ по алгебре и началам анализа  для 10-11 классов

 

_

 

1.28

Сборник контрольных работ по геометрии для 10-11 классов

 

_

 

1.29

Сборник контрольных работ по математике для 10-11 классов

 

_

 

1.30

Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике

К

               +

Математические диктанты 7-9 кл.
Итоговая аттестация  выпускников 9 кл.

Тесты для промежуточной аттестации. 7-8
Алгебра. Разноуровневые контрольные тесты. 9 кл .ФИПИ Открытый банк заданий

1.31

Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену

 

_

 

1.32

Научная, научно-популярная, историческая литература

П

+

В.А.Гусев хрестоматия поматематике, энциклопедии

1.33

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

П

+

А.И.Каплун «Математика» учебно-практический справочник. Е.П. Нелин Алгебра 7-11 справочник

1.34

Методические пособия для учителя

Д

+

Геометрия в 7-9 кл. Л.С. Атанасян,В.Ф.
Алгебра 7-9 Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк , О.Б.Епишева В.И Крупич Учить школьников учиться математике

2.

Печатные пособия

2.1

Таблицы по математике для 5-6 классов

Д

 

Комплект таблиц по математике для 5-6 кл.
Комплект таблиц по математике
Длина. Площадь. Объем.
Признаки делимости.
Простые числа.

2.2

Таблицы по геометрии

Д

 

Векторы Многоугольники
Треугольники

2.3

Таблицы по алгебре для 7-9 классов

Д

+

Комплект таблиц по математике для 7-8 кл. Тригонометрические функции.
 Функции и графики
Квадратное неравенство

2.4

Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов

 

_

 

2.5

Портреты выдающихся деятелей математики

Д

+

Набор выдающихся математиков

3.

информационно-коммуникативные средства

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики

Д/П

 

Математика 6кл Пропорции, масштаб, прямая и обратная пропорциональные зависимости. Треугольники и его элементы, уроки Кирилла и Мефодия

3.2

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

   

Диски: тесты по всем разделам математики,
http://www.it-n.ru/profil.http://festival.1september.ru/articles
http://maitf.dnu.dp.ua/illustrations

3.3.

Инструментальная среда по математике

     

4.

Экранно-звуковые пособия

4.1

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов

Д

   

5.

Технические средства обучения

5.1

Мультимедийный компьютер

Д

+

 

5.2

Сканер

Д

+

 

5.3

Принтер лазерный

Д

+

 

5.4

Копировальный аппарат

Д

+

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.5

Мультимедиапроектор

Д

 

5.6

Средства телекоммуникации

Д

+

Включают: электронная  почта, локальная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения .

5.7

Диапроектор или графопроектор (оверхэд)

Д

   

5.8

Экран (на штативе или навесной)

Д

+

 

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

6.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Д

+

 

6.2

Доска магнитная с координатной сеткой

Д

_

 

6.3

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

Д

+

Комплект предназначен для работы у доски.

6.4

Комплект стереометрических тел (демонстрационный)

Д

+

 

6.5

Комплект стереометрических тел (раздаточный)

Ф

-

 

6.6

Набор планиметрических фигур

Ф

+

 

6.7

Геоплан

Ф

   

7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

7.1

Компьютерный стол

Д

-

 

7.2

Шкаф секционный для хранения оборудования

Д

+

 

7.3

Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)

Д

+

 

7.4

Стенд экспозиционный

Д

+

 

7.5

Ящики для хранения таблиц

Д

-

 

7.6

Штатив для таблиц

Д

-

 

Требования к оснащению образовательного процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
                                           

Литература

                                                 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

     

Основная школа

              Наличие в кабинете

 
 
 

Стандарт основного общего образования по литературе

Д

Стандарт по литературе, примерные программы, рабочие (авторские) программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета литературе.

 
 

Примерная программа основного общего образования по литературе

Д

 
 

Авторские программы по литературе

Д

ФГОС Литература Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я Коровиной 5-9 кл. – М.:Просвещение 2011 г.
Коровина В.Я.Литература. Программы общеобразовательных учреждений 5-11кл- М.: Просвещение 2005 г.

 
 

Учебник-хрестоматия по литературе. 5 кл.

К

Коровина В.Я,Журавлё В.п. и др.(ФГОС) «Литература» 5 кл учебник в  2-х ч.с приложением на электронном носителе М.: Просвещение 1015 г.

 
 

Учебник-хрестоматия по литературе. 6 кл.

К

Полухина В.П.,Коровина В.Я и др.»Литература» Учебник в 2-х ч.М.: Просвещение 2007 г.

 
 

Учебник-хрестоматия по литературе. 7 кл.

К

Коровина В.Я. Учебник « Литература» 7 класс- М.: Просвещение 2009 г.

 
 

Учебник-хрестоматия по литературе. 8 кл.

К

Коровина В.Я,Журавлёв.П.. и др. «Литература»8 кл учебник в 2-х ч.М.:Просвещение 2005 г.

 
 

Учебник и хрестоматия по литературе. 9 кл.

К

Коровина В.Я, Збарский И.С. Коровин В.И. Учебник-хрестоматия в 2-х ч «Литература»- М.:Просвещение 2008 г.

 
 

Учебные издания, соответствующие используемым комплектам учебников: рабочие тетради, практикумы.
Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы.

К

 Книги для внеклассного чтения имеются  в фонде школьной библиотеки.

 
 

Дидактические материалы по всему курсу литературы

      Ф

Полухина В.П Дидактические  материалы по литературе 6 кл « Читаем, думаем, спорим…»- М.: Просвещение 2004 г.

 
 

Художественная литература

Д

Основной фонд библиотеки образовательного учреждения содержит необходимую художественную литературу.

 
 

Методические пособия по литературе для учителя

Д

Ерёмина О.А Поурочное планирование по литературе 8 кл М.: «Экзамен» 2004 г.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 8 кл.- М.: «Вако» 2008 г.
Золотарёва И.В,Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 7 кл- М.: «Вако» 2006 г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 6 кл-М.: «Вако» 2006 г.
Егорова Н.В. ФГОС Поурочные разработки по литературе 5 кл –М.:»Вако» 2013 г.
Карасёва И.В., Пташкина Литература 5 кл Поурочное планирование –Волгоград «Учитель» 2014 г.
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б. Поурочные разработки по литературе- М.: «Вако» 2004 г.

 
 

Справочно-энциклопедическая литература

Д

Егоров Б.В., Манн Ю.В. «Библиографический словарь. Русские писатели» 1990 г.

 
 

Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

Д/Ф

Таблицы  на электронных носителях.

 
 

Портреты писателей (русских и зарубежных)

Д

Набор портретов русских писателей, набор портретов поэтов «Серебряного века».

 
 

Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.)

Д/Ф

Альбом демонстрационный «А.С.Пушкин», «М.Ю.Лермонтов».

 
 

Электронные библиотеки по всему курсу литературы.
Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях.

Д

Электронные библиотеки через интернет-ресурсы.

 
 

Видеофильмы по основным разделам курса литературы

Д

Диски ,интернет-ресурсы.

 
 

Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе

Д

Диски для 8 класса, 5 класса, 7 класса

 
 

Мультимедийный компьютер

Д

Ноутбук .

 
 

Мультимедиапроектор

Д

 Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

 
 

Средства телекоммуникации

Д

 Интернет .

 
 

Копировальный аппарат

Д

 Материально-техническое обеспечение образ. учреждения.

 
 

Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)

 

       +

 
           

Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

начальная школа

Пояснительная записка

Основания и цели разработки требований.

Цель настоящих требований – обеспечить материально-технические условия введения Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Они разработаны по всем предметам начальной школы с учетом этого документа и определяют общие ориентиры в создании оптимальной образовательной среды, благоприятной для успешного образования младших школьников.
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной  деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).
Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов. В перечне представлено также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса начальной школы, а также специфики конкретного учебного предмета.
Новизна требований.
Требования составлены на основе реальной оценки социальной ситуации в современной начальной школе: имеющееся в распоряжении учителя оборудование и средства обучения, созданные 20-30 лет назад, устарели (прежде всего по содержанию), потеряли эстетический вид, а многое пришло в негодность. Вместе с тем, учитель вынужден пользоваться имеющимся оснащением, т.к. современные средства либо отсутствуют, либо по разным причинам недоступны массовой школе. Поэтому создание перечня средств обучения, которые должны быть представлены в современной школе, имеет принципиально важное значение для модернизации начальной школы.
Не все учителя массовой школы смогли психологически перестроиться, понять стратегию развития первой ступени образования, осознать неизбежность изменения приоритетных целей и технологии начального обучения. Приверженность учителя к устаревшим формам обучения (репродуктивные методы, наглядный печатный материал, малоэффективные технические средства и др.) показывает его неготовность к освоению и использованию новых средств информации. Это усиливает необходимость введения новых Требований к оснащению образовательного процесса как мотива изменения позиции учительства.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Для реализации практической направленности процесса обучения младших школьников, получения возможности организовать на уроке их разнообразную деятельность необходим специальный отбор средств обучения, включающих как печатные материалы, так и натуральные объекты, модели и т.п. Доля разных видов средств представлена с учетом специфики каждого предмета. Например, для уроков музыки наиболее значимы технические средства обучения, а для уроков окружающего мира – натуральные объекты.
Требования составлены с учетом ориентации на использование как традиционных, проверенных временем, и привычных для учителя массовой школы средств обучения (таблицы, плакаты, оборудование класса), так и новые, отражающие современные средства информатизации процесса обучения. Перечень включает номенклатуру, выпускаемую в настоящее время, и перспективные средства, которые в ближайшие годы  обеспечат методическую поддержку введения государственного стандарта.
Принципиальной особенностью данного документа, отличающей его от существующих, является то, что предлагаемый перечень не включает конкретные (авторские) объекты материально-технического обеспечения, а определяет только общую номенклатуру всех технико-методических средств обучения. Это объясняется тем, что в настоящее время существует различная печатная продукция, дидактические материалы, оборудование и др., различающиеся по конкретному содержанию, материалу, внешнему оформлению и пр. Например, в настоящее время промышленность выпускает традиционные классные доски, на которых пишут мелом, а также магнитные, со специальным покрытием для фломастеров и др. С учетом условий школа может приобретать любой объект, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и возрастным нормам. Отдельные объекты могут быть выполнены самодеятельным способом (учителем, учащимися, родителями). К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, фотоальбомы, макеты и др.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования.
Представленные в перечне виды средств обучения дают возможность школе (учителю) составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя.
Для облегчения пользования документом, он составлен по предметам, которые изучаются в соответствии с Базисным учебным планом в современной начальной школе. Некоторое дублирование отдельных печатных материалов, технических средств обучения, которое наблюдается при анализе предметных требований, подтверждает наличие преемственных связей в обучении разным учебным предметам: одно и тоже средство может быть использовано с разной целью и на разных уроках. К примеру, наглядные материалы (картины, репродукции, фото) с успехом применяются на уроках русского, иностранного языков, литературного чтения, окружающего мира, искусства, а, например, такие объекты как мячи, обручи, ленты используются как учебное оборудование на уроках физической культуры и как игрушки на уроках окружающего мира или иностранного языка. Для представления различных аудиозаписей (звучащей речи на русском и иностранном языках, музыкальных произведений, звуков природы и др.) и видеозаписей (классическая детская литература, живая природа, социальные явления и др.) необходима современная аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, видеомагнитофон и др.).
Вместе с тем, требования к оборудованию и средствам обучения по предметам отражают и специфические объекты, которые используются только на данном предмете. Например, специфика подходак отбору объектов и средств материально-технического обеспечения уроков музыки, физкультуры, изобразительного искусства, труда определяется особенностями этих предметов. Поэтому в требованиях представлены музыкальные инструменты (для уроков музыки), физкультурное оборудование (для уроков физической культуры), средства живописи, лепки (для уроков изобразительного искусства) и пр.
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т.п.); возможности применения одного и того средства обучения для решения различных
дидактических задач; легкости (удобности) пользования и хранения. Количество учебного оборудования приведено, исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д– демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
  • К– полный комплект (на каждого ученика класса);
  • Ф– комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
  • П– комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Характеристика учебного кабинета.
Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении (класс, как правило на 4 года закрепляется за одним учителем). Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя. Это, однако, не отрицает возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету. Например, занятия музыкой проходят в музыкальном кабинете, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей. Здесь создан специальный интерьер, кабинет полифункционален и обеспечивает атмосферу концертного зала, как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: есть мини-сцена (подиума), подставки (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и др. Рабочее место учителя укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, имеется стационарно смонтированный пульт дистанционного управления, предусмотрено зашторивание окон. То же самое можно сказать и о кабинете изобразительного искусства: он оборудован специальными мольбертами, шкафами для хранения художественных материалов и пр. Занятия трудом могут проходить в общешкольном кабинете технологии, а физкультурой – в спортивном зале школы. Их расположение и оборудование соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам технике безопасности.

РУССКИЙ ЯЗЫК 

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по русскому языку.
Примерная программа начального образования по русскому языку.

К

Д
Д

  Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного государственного стандарта, на основе примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Русский язык» 1 – 4 классы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий   (Сборник рабочих программ «Школа России» Москва, Просвещение , 2011 г)
Для реализации программного содержания используется УМК:
- Учебники «Русский язык» 1-2-3-4 классы, 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.М.: Просвещение, 2014 г.
- Рабочие тетради по русскому языку,1-2-3- 4 классы. 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.М.: Просвещение, 2014 г
В классах все учащиеся, обеспечены учебниками на 100%. Учащиеся занимаются по учебникам «Русский язык» 1-2-3- 4 классы, 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.М.: Просвещение, 2014 г.

Печатные пособия

2.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний (по возможности)
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
С.И.Ожегов «Словарь  по русскому языку»,
 Т.А.Крепких «Универсальный словарь русского языка» (для начальной школы)
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку

Д

Ф

Д

Д

Ф/Д

Д

 

Технические средства обучения

4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор
Мультимедийный проектор .
Экспозиционный экран
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Принтер струйный цветной
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

Д
Д

Д
Д

Д
Д
Д
Д

С диаметром экрана не менее 72см
 Размер не менее 150х150 см

Экранно-звуковые пособия

5.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

 

Оборудование класса

8.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

К
Д
Д

Д

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по литературному чтению.
Примерная программа начального образования по литературному чтению.

 

К

Д
Д

УМК  «Школа России»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Пример­ной программы начального общего образования по литературному чтению для образова­тельных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учре­ждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, МБ. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),

Для реализации программного содержания используется УМК:

  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.  Литературное чтение1-2-3- 4 классы. Учебники  для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
  • М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь.1-2-3-4класс.Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013

Все  учащиеся,  занимаются по учебнику «Литературное чтение» в 2 частях. Авторы:  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2013.
Обеспеченность учебниками 100%..

Печатные пособия

2.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей .

Д
Ф

Д

Д

 

Технические средства обучения

4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор .
Мультимедийный проектор .
Компьютер.
Экспозиционный экран .
Сканер .
Принтер лазерный.
Принтер струйный цветной.
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

Д

Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

 

Диаметр экрана не менее 72 см

Размер не менее 150 х 150 см

Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .

      Д
     Д

 

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Полки для Уголка книг
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Ф
Д
Д

Д
Д
Д

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.).
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Стандарт начального образования и документы по его реализации
Методические пособия для учителя

К

П

П

Д
Д
Д

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федераль­ного государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Для реализации   программного  содержания  используется  УМК:   

  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 1-2-3-4 классов начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2013,  
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся1-2-3- 4классов начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010,  .
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1-2-3-4 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014

             Все учащиеся, обеспечены   учебниками 100% . Учащиеся  занимаются  по учебнику  Плешаков А. А. «Окружающий мир»1-2-3 4 классы  в 2 частях.  М.: Просвещение, 2013г

Печатные пособия

2

Плакаты по основным темам естествознания природные сообщества леса, луга, сада, озера .
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические настенные карты : Карта полушарий, политическая карта мира, карта природных зон.

Д

Д

Д
Д

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Ф

 

Технические средства обучения (ТСО)

4.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц
Экспозиционный экран
Телевизор
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор

Д
Д
Д
   Д
Д

Размер экрана не менее  150 х 150 см
Телевизор с диагональю не менее 72 см

Экранно-звуковые пособия

5

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д
Д

записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Лупа
Компас
Часы с синхронизированными стрелками
Микроскоп (цифровой )
Демонстрационный экземпляр глобуса;
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций.
Оборудование для уголка живой природы:  предметы ухода за растениями
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
Модель "Торс человека" с внутренними органами
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

К
Д
К
К
Д
Д
К/Ф
ДД
Д
Д/П
  Д/Ф

 

Натуральные объекты

7.

Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Живые объекты (комнатные растения)

Ф/П
Ф/П
Ф/П
Д

 

Игры и игрушки

8.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

 

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Ф
Д
Д

Д
Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

МАТЕМАТИКА

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Учебно-методические комплекты (УМК «Школа России») для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)

К

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного государственного стандарта, на основе примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Математика» 1 – 4 классы  М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (Сборник рабочих программ «Школа России» Москва, Просвещение , 2011 г)
Для реализации программного содержания используется УМК:
1.Волкова, С. И.Математика. Проверочные работы. 1-2-3-4 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 20 14.
2.Учебник «Математика» 1-2-3-4 классы М.И. Моро, Ю.М. Колягина,.: Просвещение, 2014 г.
Все учащиеся, обеспечены учебниками 100%. Учащиеся занимаются по учебникам «Математика»1-2-3- 4 кл., 2 части.  М.И. Моро, Ю.М. Колягина .: Просвещение, 2014 г.

2.

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения
Табель-календарь на текущий год

Д

Д/К

 

3.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики)

 П

 

4.

Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Экспозиционный экран
Телевизор с универсальной подставкой
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Шкаф для хранения таблиц
Сканер
Принтер лазерный
Принтер струйный цветной
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая со штативом

Д
Д
Д
Д
Д
     Д /П
Д
Д
Д
Д
Д
Д

 

Размер не менее 150 х 150 см
Диагональ экрана не менее 72 см

 

Демонстрационные пособия

 

         Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10

 

 

        

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20
        

   

 Наглядное пособие для изучения состава числа

 

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 100

    Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100 ; карточки с целыми десятками и пустые
      
       Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата
       Демонстрационная таблица умножения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 100; пустые карточки и пустые полоски с возможностью письма на них
      
Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 1000, представленные квадратами по 100; карточки с единицами, десятками, сотнями и пустые

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку замер объектов не менее 5 см
бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
магнитное поле с комплектом карточек от 1 до 20
и 20 двусторонних фишек (одна сторона - одного цвета, другая- другого)
100 бусин двух цветов ( по 10 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

 

Занимательные задания по математике для 1-4 класса.

Д

 

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20

Комплект для изучения состава числа
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100
Счетный материал от 0 до 100
Числовая линейка от 0 до 100 для выкладывания счетного материала
Числовой квадрат от 0 до 100 для выкладывания счетного материала
Счетный материал от 0 до 1000 

Числовая доска от 0 до 1000 для выкладывания счетного материала

Весы настольные школьные и разновесы
Линейка
Циркуль
Метры демонстрационные
Наборы мерных кружек
Рулетки
Угольники классные
Циркули классные
Комплекты цифр и знаков
Комплекты цифр и знаков (“математический веер”)
Модель циферблата часов
Набор геометрических фигур
Модели объёмных фигур (шар, куб)
Модель квадратного дециметра ( палетка)

К

К

К

К

К

К

К

К

К

Д
К
К
Д
Д
П

бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
20 двусторонних фишек (одна сторона- одного цвета, другая- другого) с возможностью фиксации фишек в линейном порядке по пятеркам и десяткам
бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
линейные блоки от 1 до 10 двух цветов
линейные блоки длиной от 1 до 10 двух цветов, 10 квадратных блоков по 100  двух цветов, куб 1000

9.

Оборудование класса

 

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Ф

Д
Д
Д
Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

 

1

2

3

4

Музыкальные инструменты

11..
6.

Баян

Д

для учителя

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Учебно-методические комплекты по музыке (учебники, рабочие тетради, музыкальные хрестоматии, блокноты и др.) для 1-4 классов
Программно-методические материалы: Программы по музыке; Фонохрестоматии .
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков музыки)
Стандарт начального общего образования по образовательной области “Искусство”

К

Д
Д

Д

Рабочая программа предмета «Музыке» составлена на основе Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования (2011 года), При­мерной программы начального общего образования по музыке для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Е.Д.Критской «Музыка». 1-4 классы» (учебно- методический комплект «Школа России»).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: учебники «Музыка» 1-2-3-4 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.
 Рабочая тетрадь  «Музыка» 1-2-3-4 кл. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.
Обеспеченность учебниками 100%.

Печатные пособия

23
2

Портреты русских и зарубежных композиторов
Таблицы по музыке:,
тексты песен, музыкальные инструменты
Сборники песен и хоров

Д
          К
Д

Комплекты
Для совместной работы учителя и учащихся

Информационно-коммуникационные средства

3.4.

Методические пособия по электронному музыкальному творчеству

Д

 

В перспективе

Технические средства обучения (ТСО)

35.
3
3

Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением
Телевизор
Проектор
Магнитная доска с набором нотных знаков
Экспозиционный экран

Мультимедийный проектор
Сканер
Принтер лазерный
Принтер струйный цветной
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

Д
           Д
Д
К/Д
         Д
         Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

Размер экрана не менее  150 х 150 см

Экранно-звуковые пособия

46.
4

Аудиозаписи и

Д

 

Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса
 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

1

2

3

4

I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.
2.
7.
8.
9.
1

Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники,  рабочие тетради, дидактические материалы)
Учебно-наглядные пособия
Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства).
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
Предметные журналы
Энциклопедии по искусству
Альбомы по искусству
Книги о искусству (о художниках, художественных музеях, Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Стандарт начального общего образования по образовательной области “Искусство”

К

К
Ф

 

Д
Д
Д

Д

Д

Д

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), При­мерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно- методический комплект «Школа России»).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Неменская Л.А. « Ты изображаешь, украшаешь и строешь» учебник для 1 класса,
 Коротеева Е.И.  «Искусство и ты» учебник для 2 класса
, Н.А.Горяева «Искусство вокруг нас» учебник для 3 класса

  • Неменская Л.А. «Каждый народ – художник.» учебник для  4класса:

  Обеспеченность учебниками 100%.

1

Печатные пособия

1
1
12.

Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д
Д
Д
Д
Д
К

Комплекты
Комплекты

Информационно-коммуникационные средства

2
23..

Мультимедийные обучающие художественные программы
Игровые художественные компьютерные программы

Д

Д

 

 

Технические средства обучения (ТСО)

 

2
2
4.
.

Компьютер с художественным программным обеспечением
Телевизор
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

К
Д
Д
Д
Д
Д

 

В классе информатики
 для индивидуальной
 работы учащихся

Учебно-практическое оборудование

36.

Мольберты
Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин , клей, ножницы, рамы для оформления работ

К

 

 

К

 

Натурный фонд

6
6
7.
7

Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.
Гербарии
Модуль фигуры человека
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
Драпировки
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
Подставки для натуры

Д

Д

Д
Д
Д

 

П

П

 

 

комплекты

ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД)

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция

1.

Стандарт начального образования по технологии (труду)
Примерная программа по технологии (труду)
Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.)
Методические пособия и книги для учителя
Предметные журналы

Д
Д
К

Д
Д

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального госу­дарственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной програм­мы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждении с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учрежде­ний авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Ши- пиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  • Технология.1-2-3-4  классы. Учебники для общеобразовательных учреждений (с CD-диском) / Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 2013.
  • Технология. Рабочая тетрадь. 1-2-3-4 класс / Роговцева Н И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. - М.: Просвещение, 2012.

  Обеспеченность учебниками 100%.

Печатные пособия

2.

Таблицы  «Человек и земля»
                   «Человек и вода»
                   «Человек и воздух»
                    «Человек и информация»

Д
Д/П

 

Информационно-коммуникативные средства

 

3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д

 

 

Технические средства обучения

5.

CD / DVD-проигрыватели
Компьютер с программным обеспечением
Телевизор
Проектор для демонстрации слайдов
Мультимедийный проектор
Магнитная доска

Экспозиционный экран

Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

Д
П

 

Диагональ не менее 72 см

Размер не менее  150 х 150 см

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Конструкторы
Объемные модели геометрических фигур.

К
К

 

Оборудование класса

7.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала

К
1
       Д
Д
Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами