Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

   

Основная школа

Наличие в кабинете

 

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1.1.

Стандарт основного общего образования по обществоведению

Д

+

 

1.4.

Примерная программа основного общего образования по обществоведению

Д

+

 

1.7.

Авторские рабочие программы по курсам обществоведению

Д

С.И. Козленко, И.В. Козленко. Программа  курса для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений. Обществознание. Москва, Русское Слово, 2007.

 

1.8.

Учебник для 6 класса

К

А.И. Кравченко, Е.И. Певцова. Обществознание. 6 класс. Учебник. Москва, Русское Слово, 2010

 

1.9.

Учебник для 7 класса

К

А.И. Кравченко, Е.И. Певцова. Обществознание. 7 класс. Учебник. Москва, Русское Слово, 2013.

 

1.10.

Учебник для 8 класса

К

А.И. Кравченко. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. -  М.: ООО «ТИД « Русское слово – РС»; 2010 г.

 

1.11.

Учебник для 9 класса

К

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание: Учебник для 9класса общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. -  М.: « Русское слово»; 2010.

 

1.16.

Рабочая тетрадь для 6 класса

К

И. С.Хромова Рабочая тетрадь по обществознанию.6 класс.Москва,Русское слово,2012.

 

1.17.

Рабочая тетрадь для 7 класса

К

И. С.Хромова Рабочая тетрадь по обществознанию.7 класс.Москва,Русское слово,2012.

 

1.18.

Рабочая тетрадь для 8 класса

К

И. С.Хромова Рабочая тетрадь по обществознанию.8 класс.Москва,Русское слово,2012.

 

1.19.

Рабочая тетрадь для 9 класса

К

И. С.Хромова Рабочая тетрадь по обществознанию.9 класс.Москва,Русское слово,2012.

 

1.20.

Дидактические материалы по всем курсам

Ф

И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 6 класс», Москва, Русское Слово, 2008.
И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 7 класс», Москва, Русское Слово, 2008.
И.С.Хромова. Тесты по обществознанию. –М. «Русское слово», 2011г
А.И.Кравченко .Тесты по обществознанию.-М,»Русское слово», 2008г.
А.В.Поздеев. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:8 класс.-М.:ВАКО, 2011
А.В.Поздеев. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:9 класс.-М.:ВАКО, 2011

 

1.21.

Хрестоматия  для 6 класса

К

   

1.22.

Хрестоматия  для 7 класса

К

 

1.23.

Хрестоматия  для 8 класса

К

 

1.24.

Хрестоматия  для 9 класса

К

 

1.27.

Сборник заданий и задач для 6 класса

Ф/П

   

1.28.

Сборник заданий и задач для 7 класса

Ф/П

 

1.29.

Сборник заданий и задач для 8 класса

Ф/П

 

1.30.

Сборник заданий и задач  для 9 класса

Ф/П

 

1.33.

Книги для чтения по курсу обществоведения 6-9 класса

П

   

1.35.

Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая  литература.

П

 

1.36.

Учебный словарь по обществознанию для основной школы.

П

Учебный словарь по обществознанию для основной школы.

 

1.38.

Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).

П

Обществознание с схемах и таблицах
Экономический словарь

 

1.39.

Книга для учителя обществознания (раскрывающая научное содержание основных проблем и тем курса)

Д

   

1.40.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Е.Б. Биянова. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. Москва, ВАКО, 2008.
Н.С.Кочетов Поурочные планы по обществознанию. 7 класс. Волгоград. 2009.
Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществоз­нание». 8 класс. - М.: Русское слово, 2008г.
Н.С.Кочетов Поурочные планы  по учебнику А.И. Кравченко, Е.А.Певцовой  Обществоз­нание. 9 класс. – Волгоград.

 

2.Наглядные и печатные пособия

 

2.1.

Таблицы по основным разделам курса

Д/Ф

Таблица «Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации»
Таблица «Государственная власть в Российской Федерации»
Таблица «Отрасли права»

 

2.2.

Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов)

Д/Ф

 

2.3.

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов

Д/Ф

 

2.4.

Комплект «Государственные символы Российской Федерации»

Д

Комплект «Государственные символы Российской Федерации»

 

3.

3. Цифровые образовательные ресурсы

3.1.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения

Д/П

   

3.2.

Электронные библиотеки по курсу обществоведения

Д

Компакт-диск с анимированными иллюстрациями «Государственная символика России. История и современность»
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
http://www.gov.ru
Президент России- гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
http://www.duma.gov.ru
Президент России: официальный сайт
http://www.prezident.kremlin.ru
Права человека в России
http://www.hro.org
Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П.Данилова
http:// danur-w.narod.ru

 

3.3.

Игровые компьютерные программы (по тематике курса обществоведения)

Д

   
 

4.Экранно-звуковые пособия

 

4.1.

Видеофильмы по обществоведению

Д

   

4.2.

Слайды (диапозитивы) по тематике курсов обществоведения.

Д

 

4.3.

Аудиозаписи и фонохрестоматии  по обществоведению

Д

 

5.

Технические средства обучения

 
 

При отсутствии автоматизированного рабочего места учителя (АРМ)

   

5.1.

Слайд-проектор (диапроектор)

Д

   

5.2.

Экран (на штативе или навесной)

Д

+

 

5.3

Столик для слайд-проектора

Д

   
             

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д– демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф– комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П– комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6-7 экз.).

Требования к оснащению образовательного процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
                                                                       Русский язык

Наименования объектов и средств
материально-технического обеспечения

Наличие в кабинете

 1

     
 

Федеральный Закон  «Об образовании»

Д

             +

 

Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку

Д

Стандарт по русскому  (родному) языку,  примерные программы,  рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета русского языка. 

 

Примерная программа основного общего образования по русскому языку

Д

 

Авторские  программы по  русскому языку

Д

Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы М., Просвещение 2007 г.
(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженская, др. 5-9 кл.М.:Просвещение 2011 г.

 

Учебник по русскому языку. 5 класс.

К

Т.А.Ладыженская «Русский язык» ФГОС В 2-х частях М.,Просвещение 2015 г с  приложением на электронном носителе. с

 

Учебник по русскому языку. 6 класс.

К

М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» М.,Просвещение 2007 г

 

Учебник по русскому языку. 7 класс.

К

М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» М.,Просвещение 2009 г

 

Учебник по русскому языку. 8 класс.

К

С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков «Русский язык» М.,Просвещение 2009 г

 

Учебник по русскому языку. 9 класс.

К

С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков «Русский язык» М.,Просвещение 2009 г

 

Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс.

К

(ФГОС)Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь 5 класс Пособие для уч.. образов. Учреждений.- М.: Просвещеие 2015 г.

 

Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс.

К

 Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста М.: Творческий центр 2007 г.

 

Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс.

К

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста М.: Творческий центр 2007 г.

 

Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс.

К

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста М.: Творческий центр 2007 г.

 

Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс.

К

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста М.: Творческий центр 2007 г.

 

 Школьные словари русского языка

Ф

Баранов М.Т «Школьный орфографический словарь русского языка» 1995 г
Потанов Б.Т. ,Текучев А.В. «Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка» 1991 г.
Ушаков Д.Н.,Крючков С.Е. «Орфографический словарь» 1982 г.
Лалатухин М.С,Скорлуновская Е.В. «Школьный толковый словарь» 1981 г.
Аванесов Р.И., Борунова С.И., Воронцова В.Л.  «Орфографический словарь русского языка» 1988 г.
Городецкая И.П., Половцева Т.Н. «Краткий толковый словарь русского языка»  1987 г.
Неусынова Н.М. «Толковый словарик русского языка» 1989 г.
Бархударов С.Г. «Орфографический словарь русского языка» 1974 г.
Тихонов А.Н. «Школьный словообразовательный словарь русского языка» 1978 г.
Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка» 1986 г.
Львов М. В.»Словарь антонимов русского языка» 1988 г.

 

 
Справочные пособия (энциклопедии,    справочники по русскому языку)

П  

Д.Э.Розенталь, Теленкова М.А. «Словарь-справочник лингвистических терминов» 1976 г.

 

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

(ФГОС) Егорова Н.В. Поурочные разработки по р.я  5 кл.- М.:Вако 2015 г.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.- М.: Просвещение 2001 г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 кл.- М.:  Вако 2007 г.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 кл.-М.:Просвещение 2001 г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскомуязыку 9 кл.- М.:Вако 2006 г.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 кл.-М.: просвещение 2001 г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 7 кл.-м.: Вако 2013 г
Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку 7 кл. М.: Экзамен 2007 г.
Лучшие современные диктанты по русскому языку
Для 5-11 кл.- Ростов-на- Дону Баро-пресс 2000г.
Федосеева Л.Н. Русский язык. Сборник сочинений.- М.:Айрис-пресс 2009 г.
Тихонова В.В.Шаповалова Т.Е. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 8-9 классы.- М.: Дрофа- 2007 г.
Халикова Н.В.,Леденёва В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5-7 классы.- М.: Дрофа 2007 г.
Александров В.Н.,Александрова О.И. Письменный экзамен (Изложеие) 9 кл «Взгляд»2006 г.

2.

 
 

Таблицы по русскому языку  по всем разделам школьного курса. 

Д /Ф

Разделы русской орфографии
Разделы русской пунктуации
Образование сложных слов и их написание.
Члены предложения.
Падежи русского языка.
Самостоятельные и служебные части речи.

 

 Репродукции картин русской живописи для  развития речи.

Д/Ф

 Репродукции  картин русской живописи находятся в учебниках.

 

Портреты выдающихся русских  лингвистов.

Д

 Набор портретов выдающихся лингвистов: Виноградов, В.Даль, Ожегов и др.

 

Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

Д

         +

 

Мультимедийные    тренинговые,  контролирующие программы  по всем разделам  курса русского  языка

Д/П

Наглядные  пособия для интерактивных досок с тестовыми заданиями Русский язык «Глаголы»,»Морфология»,»Синтаксис» 5-11 кл на дисках.

4.

 
 

Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского  языка. 

Д

 Интернет-ресурсы.

 

Диафильмы по разным разделам курса русского  языка.

Д

 Интернет-ресурсы.

5.

 
 

Мультимедийный  компьютер

Д

Ноутбук

 

CD, DVD-проигрыватели

Д

Ноутбук

 

Средства телекоммуникации

Д

Выход в Интернет.

6.

 
 

Ящики для хранения таблиц

Д

     +

 

Шторы для затемнения

Д

      +

7.

   
 

Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)

П

       +

         

Перечень учебного оборудования и инвентаря 
по физической культуре
на 2015-2016 уч.год

п/п

Наименование учебного оборудования

1-9 классы

 
 

Комплект для занятий по общей физической подготовке

   

1.

Стенки гимнастические пролет 0,8м

2шт.

 

2.

Скамейки гимнастические

4шт.

 

3.

Маты гимнастические

10шт.

 

4.

Перекладины

1шт.

 

5.

Канат 1 – 2,7м

1шт

 
 

Тренажеры и устройства для развития и совершенствования физических качеств

   

1.

Гантели переменной массы

5комплек.

 

2.

Эспандеры резиновые

2 пар

 

3.

Приспособление для крепления эспандеров

1шт.

 

4.

Штанга учебная

1 шт 

 

5.

Устройство для крепления штанги

1шт.

 
 

Для развития скоростных качеств

   

1

1.Приспособление и устройства для бега в зале

1шт

 

2.

Устройство для бегущей дорожки

1шт

 
 

Для развития скоростно-силовых качеств:

   

1.

Эспандер «Жим»

2шт

 

2.

Тренажер «Кузнечик»

1шт

 
 

Для развития координации движений, ловкости:

   

1.

Тренажер «Кузнечик»

1шт

 
 

Для развития выносливости:

   

1.

Велопедаль

1шт.

 
 

Для развития гибкости и формирования осанки

   

1.

Палка гимнастическая

10шт

 

2.

Мешочки с грузом

10шт

 
       
 

Оборудование для контроля и оценки действий

   

1.

Рулетки (25 и 50 м)

1шт

 

2.

Свистки судейские

2шт

 

3.

Секундомеры

2шт

 

4.

Часы

1шт

 
 

Комплект для занятий гимнастикой

   

1.

Жерди гимнастических брусьев школьных:
-          разновысокие

1шт

 

2

Корпусы козла гимнастического школьного

1шт

 

3.

Мостики гимнастические

1шт

 

4.

Обручи гимнастические

6шт

 

5.

Скакалки гимнастические

10шт

 
       
 

Комплект для занятий легкой атлетикой

   
 

Для бега:

   

1.

Оборудование полосы препятствий

1компл.

 

2.

Тренажер для обучения бегу

1компл

 
 

Для прыжков:

   

1.

Приспособление для установки планок

1компл

 

2.

Планки для прыжков в высоту

1шт

 

3.

Измеритель высоты планки

1шт.

 
 
 

Для метания:

   

1.

Мячи для метания в цель

8шт.

 

2.

Цель метания

1шт.

 
       
 

Комплект оборудования для занятий спортивными и подвижными играми.

   
 

Для игры в футбол:

   

1.

Устройство для установки ворот с сетками  для ворот

1компл.

 

2.

Мячи для игры в футбол

3шт

 

Для игры в баскетбол:

   

4.

Щиты баскетбольные школьные

1компл.

 

5.

Мячи для игры в баскетбол

4шт

 
 

Для игры в волейбол:

   

1.

Устройство для установки сетки волейбольной

1компл.

 

2.

Сетки волейбольные

1шт.

 

3.

Мячи для игры в волейбол

5шт.

 
 

Для игры в настольный теннис:

   

1.

Устройство для установки стола для игры в настольный теннис

1компл.

 

2.

Сетки для игры в настольный теннис

2шт

 

3.

Ракетки для игры в настольный теннис

8шт

 

4.

Мячи для игры в настольный теннис

20шт.

 
 

Для подвижных игр:

   

1.

Мячи резиновые большие D=20cм

5шт

 

2.

Мячи малые D=10см

5шт

 

3.

Флажки для разметки дистанций

1компл.

 

4.

Дартс

2компл.

 
 

Для лыжной подготовки:

   
 

1.

Лыжи для занятий в начальной школе с мягким креплением

10шт

 

2.

Лыжи для занятий в основной школе

10шт

 

3.

Палки для занятий лыжной подготовкой

20пар

 

4.

Ботинки для занятий лыжной подготовкой

20пар

 
       
 

Вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря:

   

1.

Стеллажи для хранения лыжного инвентаря

1компл.

 

2.

Стеллажи для хранения лыжной обуви

1компл.

 
 

Мебель и оборудование кабинета физической культуры

   

1.

Стол учителя

1шт

 

2.

Стул учителя

1шт.

 

3.

Комплект шкафов для учебных пособий

1компл.

 
 

М О Д Е Л И
Д е м о н с т р а ц и о н н ы е

   

1.

Правила и тактические действия в спортивных и подвижных играх

По 1компл. для каждой спортивной игры

 
 

Р а з д а т о ч н ы е

   

1.

Упражнения основной гимнастики для 1 класса

1компл.

 

2.

Упражнения основной гимнастики для 2 класса

1компл.

 

3.

Упражнения основной гимнастики для 3 класса

1компл.

 

4.

Упражнения основной гимнастики для 4 класса

1компл.

 

5.

Упражнения основной гимнастики для 5 класса

1компл.

 

6.

Упражнения основной гимнастики для 6 класса

1компл.

 

7.

Упражнения основной гимнастики для 7 класса

1компл.

 

8.

Упражнения основной гимнастики для 8 класса

1компл.

 

9.

Упражнения основной гимнастики для 9 класса

1компл.

 
 

Видеозаписи

   

1.

Бег

1экз

 

2.

Прыжки

1экз

 

3.

Метание

1экз

 

4.

Акробатика

1экз

 

5.

Висы и упоры

1экз

 

6.

Лыжная подготовка – способы передвижения

1экз

 

7.

Лыжная подготовка – торможение, подъемы, повороты

1экз.

 

8.

Ритмическая гимнастика

1экз.

 

9.

Домашнее задание по физической культуре

1экз

 
 

Аудиозаписи

   

1.

Музыкальное сопровождение выполнения физических упражнений для 1-2кл.

1экз

 

2.

Музыкальное сопровождение выполнения физических упражнений для 3-4кл.

1экз

 

3.

Музыкальное сопровождение выполнения физических упражнений для 5-6кл.

1экз

 

4.

Музыкальное сопровождение выполнения физических упражнений для 7-9кл.

1экз

 

Требования к оснащению образовательного процесса
в соответствии с содержательным наполнением

учебных предметов федерального компонента

Государственного стандарта общего образования

ФИЗИКА

Основания и цели разработки требований.
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике. Они представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике.
Настоящие требования содержат 3 раздела.
В первом разделепредставлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике.
Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.
В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования.
Первый раздел рекомендаций позволяет сформировать в образовательном учреждении целостную систему оптимальных условий для работы учителя физики на базе библиотечных фондов, общешкольной системы современных технических средств и др.
В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий.

Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование.
Обследование школ показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем значительно ниже нормы. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии, а его номенклатура еще ниже, чем лабораторного. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является
 разработка региональных, районных, муниципальных и школьных программ обновления материально-технической базы. Настоящие рекомендации направлены на оказание конкретной помощи в разработке таких программ.
Новизна требований.
Анализ стандарта и примерных программ показал, что Перечень позволяет отобрать оборудование, необходимое для их экспериментальной поддержки. Вместе с тем, при подготовке настоящих рекомендаций учитывался целый ряд новых факторов, связанных с содержанием требований стандарта и экспериментальной компоненты примерных программ. Отметим их.
Оборудование в Перечне дифференцировано по ступеням обучения и уровням образовательных программ старшей школы, но эти уровни (А – 2 ч/нед, В – 4 ч/нед, С – 6 ч/нед) не соответствуют уровням, принятым в Стандарте. При этом уровень А Перечня не предусматривал наличия фронтального оборудования в отличие от базового уровня старшей школы, определенного Стандартом. При подготовке рекомендаций это противоречие ликвидировано.
Перечень разрабатывался с учетом отечественных и зарубежных передовых тенденций учебного приборостроения и содержит значительную по объему перспективную номенклатуру, которая разрабатывается или только ставится на серийное производство. В настоящие рекомендации включены разработанные объекты, необходимые для экспериментальной поддержки стандарта. Они имеют индекс (Н).
Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

Рекомендации учитывают, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В настоящее время в школах параллельно сосуществуют обе системы.
Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает
 три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.
В представленной системе оборудования реализуется
 принцип вариативности. Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Отбор оборудования осуществлялся с учетом ряда принципов. Главный из них – это
полнотасистемы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте.
Второй принцип –
 преемственность систем оборудования между ступенями и уровнями старшей школы – проявляется в том, фронтальное оборудование является общим для обеих ступеней обучения. В системе демонстрационного оборудования имеются базовые элементы, общие для первой и второй ступеней, а также дополнительные элементы для профильного обучения в старшей школе.
Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает такой принцип отбора, как
 оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений. Соблюдение этого принципа имеет особое значение для основной школы. Именно этот принцип требует включения в перечень оборудования для основной школы таких приборов, как жидкостный термометр, тележки демонстрационные, теплоприемники и др.
Расчет количественных показателей.
Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д– демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (для каждого ученика)
  • Ф– комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников)
  • П– комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (3 - 4 экз.).
  • Б – библиотечные комплекты (5 экз).

Характеристика учебного кабинета.
Необходимым условием эффективного использования оборудования и реализации экспериментального характера физики как учебного предмета является наличие в образовательном учреждении кабинета физики.
С одной стороны, при организации кабинета физики учитываются требования общего характера – техника безопасности, санитарно-эпидимиологические нормы (СанПин 2.4.2 № 178-02). С другой стороны, в приведенных рекомендациях указан ряд особенностей именно кабинета физики, которые необходимо учитывать не только при создании новых кабинетов, но и при реализации указанных выше региональных, районных, школьных программ обновления их материально-технической базы.
Для кабинета физики необходима система электроснабжения лабораторных столов только электробезопасным напряжением не выше 36 ¸ 42 В. Без такого электроснабжения нельзя полностью выполнить систему самостоятельного эксперимента. Следует иметь в виду, что в рамках выполнения государственной программы «Учебная техника» полностью обновлена вся система источников тока, используемых в кабинете. В частности, в качестве лабораторного источника тока питания необходим источник с выходом не только постоянного, но и переменного тока.
Разработаны лабораторные столы, позволяющие хранить в них тематические фронтальные наборы, что радикально уменьшает трудовые затраты учителя при организации фронтального эксперимента.
Значительно изменяется оборудование рабочей зоны учителя физики. Кроме традиционного демонстрационного стола, в нее включается аудиторная доска с металлическим покрытием, которая позволяет закреплять на ней в вертикальной плоскости оборудование по механике, электродинамике, оптике.
Графопроектор в кабинете физики – не только средство проекции фолий и транспорантов. С его использованием проектируется некоторое оборудование, он является источником света для комплектов по волновой оптике. Компьютер интегрирован в измерительную систему кабинета: целый ряд комплектов демонстрационного оборудования используется на базе компьютерного измерительного блока.
Стремление учителя к использованию современных средств измерения позволяет сделать кабинет физики ядром естественнонаучной образовательной среды школы.
Это имеет важнейшее значение в реализации практической направленности школьного курса физики в современных условиях, т.к. большинство школьников только в кабинетах естественнонаучных предметов, и главным образом в кабинете физики, могут ознакомиться с технологическими применениями компьютера.

РАЗДЕЛ  I 
Рекомендации по оснащению школ учебно-методической
 литературой и техническими средствами обучения

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

.

1

2

3

4

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Стандарты физического образования.
Примерные программы.
Учебники по физике

Б

Б

К

Стандарты физического образования, примерная программа для 7-9 классов по физике(подготовили В.О Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин) и авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с новым, утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.
комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки .
Учебники А.В.Перышкин «Физика 7»,   «Физика 8», «Физика 9»,

 

Методическое пособие для учителя

Б

1. С.Е. Полянский : «Поурочные разработки по физике. 7 класс »-М.: ВАКО, 2007 г.
2. С.Е. Полянский : «Поурочные разработки по физике. 8 класс »-М.: ВАКО, 2007 г.
3. В.А. Волков: «Поурочные разработки по физике. 9 класс »-М.: ВАКО
4. Каменецкий С.Е.,Иванова Л.А. Методика преподования физики в средней школе.- М.: Просвещение 2007.
5. Глазунов А. Т. Нурминский И.И. Пинский А. А. Методика Преподавания Физики в средней школе. М.:Просвещение, 2009.
. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7  - 11 классы

 

Рабочие тетради по физике

Б

 

1

2

3

4

 

Хрестоматия по физике

Б

Б.И. Спасский Хрестоматия по физике

 

Комплекты пособий  для выполнения лабораторных практикумов по физике

 

А.А. Покровский «Практикум по физике в средней школе»

 

Комплекты пособий для выполнения фронтальных лабораторных работы

Б

А.В.Перышкин «Лабораторные работы 7-9 класс»

 

Комплекты пособий по демонстрационному эксперименту

Б

___

 

Книги для чтения по физике

Б

В.М.Дерябин «Мир знаний» «Чудесная молекула»

 

Научно-популярная литература естественнонаучного содержания.

Б

Н.В.Гулиа «Удивительная физика»
Я.И. Перельман «Занимательная физика»

 

Справочные пособия (физические энциклопедии, справочники по физике и технике)

Б

Н.И. Кошкин, М.Г. Ширкевич Справочник по физике
Энциклопедия
Изергина. Е.Н. Вся физика. Краткий справочник школьника 7-11 классы. - М.: Астрель, 2003.

 

Дидактические материалы по физике. Сборники тестовых заданий по физике

Ф

А.В. Перышкин Сборник задач по физике.
А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика, В.И. Лукашик Сборник задач по физике

1

2

3

4

 

Примерная программа основного общего образования по физике

Д

примерная программа для 7-9 классов по физике(подготовили В.О Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин) и авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с новым, утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.

 

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по физике

 

                           ___

 

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по физике

 

                               ___

 

Авторские рабочие программы по курсам физики

Д

А.В. Перышкин

2.

Печатные пособия

 

Тематические таблицы по физике.

Д /Ф

Кинематика материальной точки.
·         Закон движения. Перемещение.
·         Скорость. Равномерное прямолинейное движение.
·         Ускорение.
·         Равнопеременное движение. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени.
Кинематика колебательного движения.
·         Законы Ньютона.
·         Законы всемирного тяготения.
·         Сила тяжести.
·         Сила упругости. Вес тела.
·         Сила трения.

 

Портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов

Д

Набор портретов ученых-физиков

1

2

3

4

 

3.

информационно-коммуникативные средства

 
 

Электронные библиотеки по курсу

Д/П

    • Российское образование. Федеральный порталhttp://www.edu.ru/
    • Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию.http://www.ed.gov.ru/
  • Все образование. Каталог ссылокhttp://catalog.alledu.ru/
  • В помощь учителю. Федерация интернет-образованияhttp://som.fio.ru/
  • Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников

http://www.school.edu.ru/

  • Учитель.ру – Федерация интернет-образованияhttp://teacher.fio.ru/
  • Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсовhttp://rating.fio.ru/
  • Интернет-ресурсы по обучающим программам Дистанционное обучение – проект «Открытый колледж»http://www.college.ru/
  • Портал информационной поддержки ЕГЭhttp://ege.edu.ru
  • Всероссийский августовский педсоветhttp://pedsovet.alledu.ru/
  • Образовательный сервер «Школы в Интернет»http://schools.techno.ru/
  • Все образование Интернетаhttp://all.edu.ru/
  • Естественно-научный образовательный порталhttp://www.en.edu.ru/
  • Челябинский институт повышения квалификации педагогических кадровhttp://www.idppo.uu.ru
  • Министерство образования и науки Челябинской областиhttp://www.ed.gov.ru/
  1. Каталоги
  2. Методические материалы
  • Электронные бесплатные библиотекиhttp://allbest.ru/mat.htm
  • Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)http://en.edu.ru/db/
  • Электронная библиотека статей по образованиюhttp://www.libnet.ru/education/lib/
  • Электронная библиотека «Наука и техника»http://n-t.org/

 http://physics.ioso.iip.net/index.htm

  • Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономииhttp://www.gomulina.orc.ru
  • Сайт кафедры методики преподавания физики МПУhttp://www.mpf.da.ru/
 
 

Инструментальная компьютерная среда для моделирования

     
 

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам

Д/П

Электронные учебники, сборники задач, тесты Интерактивное учебное пособие «Наглядная физика 7», Геометрическая оптика, электростатика и электродинамика, электромагнитные волны.

 
           

1

2

3

4


4.

Экранно-звуковые пособия

 

Видеофильмы

Д

-

 

Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса физики

Д

Презентации по всем темам курса физики

5.

Технические средства обучения (ТСО)

5.1

ТСО, интегрированные с системой демонстрационного оборудования по физике

 

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Д

Аудиторная доска с  металлическим покрытием  

 

Экспозиционный экран (минимальные размеры 1,25х1,25мм)

Д

--

 

Видеоплейер (видеомагнитофон)

Д

--

 

Телевизор с универсальной подставкой (не менее 72 см диагональ)

Д

+

 

Персональный компьютер

Д

Ноутбук

 

Графопроектор

Д

проектор

         

1

2

3

4

5.2

ТСО общего назначения

 

Мультимедийный компьютер

Д

ноутбук

 

Мультимедиапроектор

Д

проектор

 

Средства телекоммуникации

Д

---

 

Сканер

Д

---

 

Принтер лазерный

Д

---

 

Копировальный аппарат

Д

----

РАЗДЕЛ II.
Рекомендации по оснащению кабинета физики 
лабораторным оборудованием

При составлении рекомендаций учитывается принципиальное изменение роли, места и функций самостоятельного эксперимента в системе требований Стандарта по физике. В соответствии с ними учащиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания. Это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований. Стандарт регламентирует две формы их проведения: фронтальную - в основной школе, базовом и профильном уровнях старшей школы, практикум – при изучении физики на профильном уровне.
Поэтому первый раздел рекомендаций – это лабораторное оборудование. В нем структурно выделены оборудование общего назначения (для фронтальных работ и практикума), оборудование для фронтальных работ, которое разделено на тематические наборы (комплекты, микролаборатории и др.) и отдельные приборы, структурированные по темам.
В настоящее время возможны два варианта формирования лабораторной базы кабинета физики.
Первый – на основе тематических наборов (11.1 – 11.4). Тематические наборы в значительной степени облегчают использование эксперимента на разных этапах урока, позволяют меньшими затратами труда разнообразить формы и методы проведения фронтальных лабораторных работ (кратковременные работы, экспериментальные задачи, исследования и др.).
 Второй вариант – на основе комплектации системы из отдельных приборов и дополнительного оборудования(12 – 48). При разработке программ обновления материально-технического обеспечения кабинетов в соответствии со вторым вариантом необходимо учитывать объективно сложившуюся в современных экономических условиях систему разработки, производства и закупки лабораторного оборудования. Эти условия таковы, что полное согласование отдельных приборов и дополнительного оборудования в целостную систему оказывается довольно сложным.
Из современной концепции физического образования и системы требований к учащимся, зафиксированных в стандарте, следует, что восстановление экспериментальной базы кабинета следует начинать с лабораторного оборудования.
При формировании системы фронтального оборудования на основе тематических наборов их следует приобретать из расчета одного комплекта, состоящего из 4-х тематических наборов (по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике), на одного или двух учащихся.
Такие же  нормы используются, если система фронтального оборудования складывается из отдельных приборов.
Количество экземпляров оборудования для практикума определяется конкретной схемой его проведения. Общепринятой является следующая схема. В итоговый практикум включается одинаковое число работ из
четырехразделов (механика, молекулярная физика, электромагнитизм, оптика и квантовая физика). Для определения количества экземпляров, необходимого для кабинета, достаточно число учащихся разделить на 8, так как каждую работу одновременно выполняют два ученика. За время, отведенное на практикум, ученики должны выполнить по крайней мере по одной работе из каждого раздела. Например, если в классе 32 человека, то необходимо иметь по 4 комплекта одинаковых экземпляров оборудования.

Материально-техническое обеспечение библиотеки:
1 компьютер

8 стеллажей

5 шкафов.
Художественная литература - 935
Учебники-818
Подписные  издания-3  
«Воспитание школьника», «Льготный комплект администратора», «Классный руководитель»

Цифровые образовательные ресурсы      

Наименование  ресурса

Автор

Класс

Количество

1

Система организации и поддержки  образовательного  процесса

   

1

2

Конструктор  школьных сайтов

   

1

3

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

   

2

4

Прекрасное рядом с тобой

КуревинаО.А.Лутцева Е.А

1

3

5

Русский язык  Теория

Бабайцева В.В.

5-9

5

6

Химия

О.С.Габриелян

8-11

2

7

Физика и астрология

Пинский А.А

7-8-9

3

8

Русский язык

Бунеев С.Н.

1-2-4

3

9

Капельки  солнца

Бунеев С.Н

1-2-3-4

5

10

УМК Русский  язык

 

1-2-3-4

5

11

Природоведение

Плешаков А.А.

5

1

12

Естествознание

Суханова Е.С.

5

1

13

Биология: растения, бактерии

Понамарёва И.Н.

6

1

14

Грибы. Лишайники

Понамарёва И.Н.

6

1

15

Биология. Животные

Константинов В.М.

7

1

16

Биология. Общие закономерности жизни

Теремов А.В.

9

1

17

История средних веков

Ведюшкин В.А.

6

1

18

История Древнего мира

Уколова В.И.

5

1

19

История государства и народов России

Данилов А.А

6-9

1

20

История государства  и народов России

Данилов А.А.

7

1

21

История государства и народов России

Данилов А.А.

8

1

22

История государства и народов России

Данилов А.А.

9

1

23

Математика

Волович М.Б.

5

1

24

Геометрия

Шарыгин И.Ф.

7

1

25

Геометрия

Шарыгин И.Ф.

8

1

27

Геометрия

Шарыгин И.Ф.

9

1

28

Математика

Моро М.И.

1

1

29

Окружающий мир

Плешаков А.А

1

1

30

Литературное чтение

Климанова Л.Ф.

1

1

31

Русский язык

Канакина В.П.

1

1

32

Математика

Моро М.И.

2

2

33

Окружающий мир

Плешаков А.А

2

2

34

Литературное чтение

Климанова Л.Ф.

2

2

35

Русский язык

Канакина В.П.

2

2

36

Математика

Моро М.И.

2

2

37

Окружающий мир

Плешаков А.А.

2

2

38

Литературное чтение

Климанова Л.Ф.

3

2

39

Математика

Моро М.И.

3

2

40

Окружающий мир

Плешаков А.А

3

2

41

Русский язык

Канакина  В.П.

3

2

42

Русский язык

Канакина В.П.

4

2

43

Немецкий  язык

Бим И.Л.

4

2

44

Окружающий  мир

Плешаков А.А.

4

2

45

Математика

Моро М.И.

4

2

46

Немецкий язык

Бим И.Л.

9

5