Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

начальная школа

Пояснительная записка

Основания и цели разработки требований.

Цель настоящих требований – обеспечить материально-технические условия введения Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Они разработаны по всем предметам начальной школы с учетом этого документа и определяют общие ориентиры в создании оптимальной образовательной среды, благоприятной для успешного образования младших школьников.
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной  деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).
Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов. В перечне представлено также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса начальной школы, а также специфики конкретного учебного предмета.
Новизна требований.
Требования составлены на основе реальной оценки социальной ситуации в современной начальной школе: имеющееся в распоряжении учителя оборудование и средства обучения, созданные 20-30 лет назад, устарели (прежде всего по содержанию), потеряли эстетический вид, а многое пришло в негодность. Вместе с тем, учитель вынужден пользоваться имеющимся оснащением, т.к. современные средства либо отсутствуют, либо по разным причинам недоступны массовой школе. Поэтому создание перечня средств обучения, которые должны быть представлены в современной школе, имеет принципиально важное значение для модернизации начальной школы.
Не все учителя массовой школы смогли психологически перестроиться, понять стратегию развития первой ступени образования, осознать неизбежность изменения приоритетных целей и технологии начального обучения. Приверженность учителя к устаревшим формам обучения (репродуктивные методы, наглядный печатный материал, малоэффективные технические средства и др.) показывает его неготовность к освоению и использованию новых средств информации. Это усиливает необходимость введения новых Требований к оснащению образовательного процесса как мотива изменения позиции учительства.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Для реализации практической направленности процесса обучения младших школьников, получения возможности организовать на уроке их разнообразную деятельность необходим специальный отбор средств обучения, включающих как печатные материалы, так и натуральные объекты, модели и т.п. Доля разных видов средств представлена с учетом специфики каждого предмета. Например, для уроков музыки наиболее значимы технические средства обучения, а для уроков окружающего мира – натуральные объекты.
Требования составлены с учетом ориентации на использование как традиционных, проверенных временем, и привычных для учителя массовой школы средств обучения (таблицы, плакаты, оборудование класса), так и новые, отражающие современные средства информатизации процесса обучения. Перечень включает номенклатуру, выпускаемую в настоящее время, и перспективные средства, которые в ближайшие годы  обеспечат методическую поддержку введения государственного стандарта.
Принципиальной особенностью данного документа, отличающей его от существующих, является то, что предлагаемый перечень не включает конкретные (авторские) объекты материально-технического обеспечения, а определяет только общую номенклатуру всех технико-методических средств обучения. Это объясняется тем, что в настоящее время существует различная печатная продукция, дидактические материалы, оборудование и др., различающиеся по конкретному содержанию, материалу, внешнему оформлению и пр. Например, в настоящее время промышленность выпускает традиционные классные доски, на которых пишут мелом, а также магнитные, со специальным покрытием для фломастеров и др. С учетом условий школа может приобретать любой объект, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и возрастным нормам. Отдельные объекты могут быть выполнены самодеятельным способом (учителем, учащимися, родителями). К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, фотоальбомы, макеты и др.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования.
Представленные в перечне виды средств обучения дают возможность школе (учителю) составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя.
Для облегчения пользования документом, он составлен по предметам, которые изучаются в соответствии с Базисным учебным планом в современной начальной школе. Некоторое дублирование отдельных печатных материалов, технических средств обучения, которое наблюдается при анализе предметных требований, подтверждает наличие преемственных связей в обучении разным учебным предметам: одно и тоже средство может быть использовано с разной целью и на разных уроках. К примеру, наглядные материалы (картины, репродукции, фото) с успехом применяются на уроках русского, иностранного языков, литературного чтения, окружающего мира, искусства, а, например, такие объекты как мячи, обручи, ленты используются как учебное оборудование на уроках физической культуры и как игрушки на уроках окружающего мира или иностранного языка. Для представления различных аудиозаписей (звучащей речи на русском и иностранном языках, музыкальных произведений, звуков природы и др.) и видеозаписей (классическая детская литература, живая природа, социальные явления и др.) необходима современная аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, видеомагнитофон и др.).
Вместе с тем, требования к оборудованию и средствам обучения по предметам отражают и специфические объекты, которые используются только на данном предмете. Например, специфика подходак отбору объектов и средств материально-технического обеспечения уроков музыки, физкультуры, изобразительного искусства, труда определяется особенностями этих предметов. Поэтому в требованиях представлены музыкальные инструменты (для уроков музыки), физкультурное оборудование (для уроков физической культуры), средства живописи, лепки (для уроков изобразительного искусства) и пр.
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т.п.); возможности применения одного и того средства обучения для решения различных
дидактических задач; легкости (удобности) пользования и хранения. Количество учебного оборудования приведено, исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д– демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
  • К– полный комплект (на каждого ученика класса);
  • Ф– комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
  • П– комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Характеристика учебного кабинета.
Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении (класс, как правило на 4 года закрепляется за одним учителем). Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя. Это, однако, не отрицает возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету. Например, занятия музыкой проходят в музыкальном кабинете, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей. Здесь создан специальный интерьер, кабинет полифункционален и обеспечивает атмосферу концертного зала, как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: есть мини-сцена (подиума), подставки (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и др. Рабочее место учителя укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, имеется стационарно смонтированный пульт дистанционного управления, предусмотрено зашторивание окон. То же самое можно сказать и о кабинете изобразительного искусства: он оборудован специальными мольбертами, шкафами для хранения художественных материалов и пр. Занятия трудом могут проходить в общешкольном кабинете технологии, а физкультурой – в спортивном зале школы. Их расположение и оборудование соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам технике безопасности.

РУССКИЙ ЯЗЫК 

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по русскому языку.
Примерная программа начального образования по русскому языку.

К

Д
Д

  Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного государственного стандарта, на основе примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Русский язык» 1 – 4 классы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий   (Сборник рабочих программ «Школа России» Москва, Просвещение , 2011 г)
Для реализации программного содержания используется УМК:
- Учебники «Русский язык» 1-2-3-4 классы, 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.М.: Просвещение, 2014 г.
- Рабочие тетради по русскому языку,1-2-3- 4 классы. 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.М.: Просвещение, 2014 г
В классах все учащиеся, обеспечены учебниками на 100%. Учащиеся занимаются по учебникам «Русский язык» 1-2-3- 4 классы, 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.М.: Просвещение, 2014 г.

Печатные пособия

2.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний (по возможности)
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
С.И.Ожегов «Словарь  по русскому языку»,
 Т.А.Крепких «Универсальный словарь русского языка» (для начальной школы)
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку

Д

Ф

Д

Д

Ф/Д

Д

 

Технические средства обучения

4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор
Мультимедийный проектор .
Экспозиционный экран
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Принтер струйный цветной
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

Д
Д

Д
Д

Д
Д
Д
Д

С диаметром экрана не менее 72см
 Размер не менее 150х150 см

Экранно-звуковые пособия

5.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

 

Оборудование класса

8.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

К
Д
Д

Д

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по литературному чтению.
Примерная программа начального образования по литературному чтению.

 

К

Д
Д

УМК  «Школа России»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Пример­ной программы начального общего образования по литературному чтению для образова­тельных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учре­ждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, МБ. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),

Для реализации программного содержания используется УМК:

  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.  Литературное чтение1-2-3- 4 классы. Учебники  для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
  • М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь.1-2-3-4класс.Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013

Все  учащиеся,  занимаются по учебнику «Литературное чтение» в 2 частях. Авторы:  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2013.
Обеспеченность учебниками 100%..

Печатные пособия

2.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей .

Д
Ф

Д

Д

 

Технические средства обучения

4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор .
Мультимедийный проектор .
Компьютер.
Экспозиционный экран .
Сканер .
Принтер лазерный.
Принтер струйный цветной.
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

Д

Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

 

Диаметр экрана не менее 72 см

Размер не менее 150 х 150 см

Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .

      Д
     Д

 

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Полки для Уголка книг
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Ф
Д
Д

Д
Д
Д

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.).
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Стандарт начального образования и документы по его реализации
Методические пособия для учителя

К

П

П

Д
Д
Д

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федераль­ного государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Для реализации   программного  содержания  используется  УМК:   

  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 1-2-3-4 классов начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2013,  
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся1-2-3- 4классов начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010,  .
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1-2-3-4 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014

             Все учащиеся, обеспечены   учебниками 100% . Учащиеся  занимаются  по учебнику  Плешаков А. А. «Окружающий мир»1-2-3 4 классы  в 2 частях.  М.: Просвещение, 2013г

Печатные пособия

2

Плакаты по основным темам естествознания природные сообщества леса, луга, сада, озера .
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические настенные карты : Карта полушарий, политическая карта мира, карта природных зон.

Д

Д

Д
Д

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Ф

 

Технические средства обучения (ТСО)

4.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц
Экспозиционный экран
Телевизор
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор

Д
Д
Д
   Д
Д

Размер экрана не менее  150 х 150 см
Телевизор с диагональю не менее 72 см

Экранно-звуковые пособия

5

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д
Д

записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Лупа
Компас
Часы с синхронизированными стрелками
Микроскоп (цифровой )
Демонстрационный экземпляр глобуса;
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций.
Оборудование для уголка живой природы:  предметы ухода за растениями
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
Модель "Торс человека" с внутренними органами
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

К
Д
К
К
Д
Д
К/Ф
ДД
Д
Д/П
  Д/Ф

 

Натуральные объекты

7.

Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Живые объекты (комнатные растения)

Ф/П
Ф/П
Ф/П
Д

 

Игры и игрушки

8.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

 

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Ф
Д
Д

Д
Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

МАТЕМАТИКА

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Учебно-методические комплекты (УМК «Школа России») для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)

К

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного государственного стандарта, на основе примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Математика» 1 – 4 классы  М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (Сборник рабочих программ «Школа России» Москва, Просвещение , 2011 г)
Для реализации программного содержания используется УМК:
1.Волкова, С. И.Математика. Проверочные работы. 1-2-3-4 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 20 14.
2.Учебник «Математика» 1-2-3-4 классы М.И. Моро, Ю.М. Колягина,.: Просвещение, 2014 г.
Все учащиеся, обеспечены учебниками 100%. Учащиеся занимаются по учебникам «Математика»1-2-3- 4 кл., 2 части.  М.И. Моро, Ю.М. Колягина .: Просвещение, 2014 г.

2.

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения
Табель-календарь на текущий год

Д

Д/К

 

3.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики)

 П

 

4.

Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Экспозиционный экран
Телевизор с универсальной подставкой
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Шкаф для хранения таблиц
Сканер
Принтер лазерный
Принтер струйный цветной
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая со штативом

Д
Д
Д
Д
Д
     Д /П
Д
Д
Д
Д
Д
Д

 

Размер не менее 150 х 150 см
Диагональ экрана не менее 72 см

 

Демонстрационные пособия

 

         Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10

 

 

        

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20
        

   

 Наглядное пособие для изучения состава числа

 

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 100

    Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100 ; карточки с целыми десятками и пустые
      
       Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата
       Демонстрационная таблица умножения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 100; пустые карточки и пустые полоски с возможностью письма на них
      
Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 1000, представленные квадратами по 100; карточки с единицами, десятками, сотнями и пустые

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку замер объектов не менее 5 см
бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
магнитное поле с комплектом карточек от 1 до 20
и 20 двусторонних фишек (одна сторона - одного цвета, другая- другого)
100 бусин двух цветов ( по 10 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

 

Занимательные задания по математике для 1-4 класса.

Д

 

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20

Комплект для изучения состава числа
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100
Счетный материал от 0 до 100
Числовая линейка от 0 до 100 для выкладывания счетного материала
Числовой квадрат от 0 до 100 для выкладывания счетного материала
Счетный материал от 0 до 1000 

Числовая доска от 0 до 1000 для выкладывания счетного материала

Весы настольные школьные и разновесы
Линейка
Циркуль
Метры демонстрационные
Наборы мерных кружек
Рулетки
Угольники классные
Циркули классные
Комплекты цифр и знаков
Комплекты цифр и знаков (“математический веер”)
Модель циферблата часов
Набор геометрических фигур
Модели объёмных фигур (шар, куб)
Модель квадратного дециметра ( палетка)

К

К

К

К

К

К

К

К

К

Д
К
К
Д
Д
П

бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
20 двусторонних фишек (одна сторона- одного цвета, другая- другого) с возможностью фиксации фишек в линейном порядке по пятеркам и десяткам
бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
линейные блоки от 1 до 10 двух цветов
линейные блоки длиной от 1 до 10 двух цветов, 10 квадратных блоков по 100  двух цветов, куб 1000

9.

Оборудование класса

 

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Ф

Д
Д
Д
Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

 

1

2

3

4

Музыкальные инструменты

11..
6.

Баян

Д

для учителя

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Учебно-методические комплекты по музыке (учебники, рабочие тетради, музыкальные хрестоматии, блокноты и др.) для 1-4 классов
Программно-методические материалы: Программы по музыке; Фонохрестоматии .
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков музыки)
Стандарт начального общего образования по образовательной области “Искусство”

К

Д
Д

Д

Рабочая программа предмета «Музыке» составлена на основе Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования (2011 года), При­мерной программы начального общего образования по музыке для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Е.Д.Критской «Музыка». 1-4 классы» (учебно- методический комплект «Школа России»).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: учебники «Музыка» 1-2-3-4 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.
 Рабочая тетрадь  «Музыка» 1-2-3-4 кл. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.
Обеспеченность учебниками 100%.

Печатные пособия

23
2

Портреты русских и зарубежных композиторов
Таблицы по музыке:,
тексты песен, музыкальные инструменты
Сборники песен и хоров

Д
          К
Д

Комплекты
Для совместной работы учителя и учащихся

Информационно-коммуникационные средства

3.4.

Методические пособия по электронному музыкальному творчеству

Д

 

В перспективе

Технические средства обучения (ТСО)

35.
3
3

Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением
Телевизор
Проектор
Магнитная доска с набором нотных знаков
Экспозиционный экран

Мультимедийный проектор
Сканер
Принтер лазерный
Принтер струйный цветной
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

Д
           Д
Д
К/Д
         Д
         Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

Размер экрана не менее  150 х 150 см

Экранно-звуковые пособия

46.
4

Аудиозаписи и

Д

 

Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса
 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

1

2

3

4

I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.
2.
7.
8.
9.
1

Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники,  рабочие тетради, дидактические материалы)
Учебно-наглядные пособия
Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства).
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
Предметные журналы
Энциклопедии по искусству
Альбомы по искусству
Книги о искусству (о художниках, художественных музеях, Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Стандарт начального общего образования по образовательной области “Искусство”

К

К
Ф

 

Д
Д
Д

Д

Д

Д

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), При­мерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно- методический комплект «Школа России»).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Неменская Л.А. « Ты изображаешь, украшаешь и строешь» учебник для 1 класса,
 Коротеева Е.И.  «Искусство и ты» учебник для 2 класса
, Н.А.Горяева «Искусство вокруг нас» учебник для 3 класса

  • Неменская Л.А. «Каждый народ – художник.» учебник для  4класса:

  Обеспеченность учебниками 100%.

1

Печатные пособия

1
1
12.

Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д
Д
Д
Д
Д
К

Комплекты
Комплекты

Информационно-коммуникационные средства

2
23..

Мультимедийные обучающие художественные программы
Игровые художественные компьютерные программы

Д

Д

 

 

Технические средства обучения (ТСО)

 

2
2
4.
.

Компьютер с художественным программным обеспечением
Телевизор
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

К
Д
Д
Д
Д
Д

 

В классе информатики
 для индивидуальной
 работы учащихся

Учебно-практическое оборудование

36.

Мольберты
Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин , клей, ножницы, рамы для оформления работ

К

 

 

К

 

Натурный фонд

6
6
7.
7

Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.
Гербарии
Модуль фигуры человека
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
Драпировки
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
Подставки для натуры

Д

Д

Д
Д
Д

 

П

П

 

 

комплекты

ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД)

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция

1.

Стандарт начального образования по технологии (труду)
Примерная программа по технологии (труду)
Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.)
Методические пособия и книги для учителя
Предметные журналы

Д
Д
К

Д
Д

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального госу­дарственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной програм­мы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждении с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учрежде­ний авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Ши- пиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  • Технология.1-2-3-4  классы. Учебники для общеобразовательных учреждений (с CD-диском) / Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 2013.
  • Технология. Рабочая тетрадь. 1-2-3-4 класс / Роговцева Н И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. - М.: Просвещение, 2012.

  Обеспеченность учебниками 100%.

Печатные пособия

2.

Таблицы  «Человек и земля»
                   «Человек и вода»
                   «Человек и воздух»
                    «Человек и информация»

Д
Д/П

 

Информационно-коммуникативные средства

 

3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д

 

 

Технические средства обучения

5.

CD / DVD-проигрыватели
Компьютер с программным обеспечением
Телевизор
Проектор для демонстрации слайдов
Мультимедийный проектор
Магнитная доска

Экспозиционный экран

Фотокамера цифровая
Видеокамера цифровая

Д
П

 

Диагональ не менее 72 см

Размер не менее  150 х 150 см

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Конструкторы
Объемные модели геометрических фигур.

К
К

 

Оборудование класса

7.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала

К
1
       Д
Д
Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами