Требования к оснащению образовательного процесса 
в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

математика

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по математике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.
Новизна разработанных требований.В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования настоящие требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по математике ориентированы, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.
Государственный стандарт по математике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения внедрения стандарта.

Принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе банки учебных задач, контрольно-измерительные материалы, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования.  Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для достижения требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование для оснащения кабинета математики части указанных технических средств рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д– демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф– комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П– комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета.Помещение кабинета математики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования информационно-коммуникационных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации данных).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

 
 

1

2

3

 

6

 

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по математике

Д

+

 

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)

 

+

 

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень)

 

-

 

1.4

Примерная программа основного общего образования по математике

Д

+

 

1.5

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике

 

-

 

1.6

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике

 

_

 

1.7

Авторские программы по курсам математики

Д

+

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов 5-6 кл
Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл
Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов

1.8

Учебник по математике для 5-6 классов

К

+

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов 5-6 кл

1.9

Учебник по алгебре для 7-9 классов

К

+

Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл

1.10

Учебник по геометрии для 7-9 классов

К

+

Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов

1.11

Учебник по алгебре и началам анализа для 10-11 классов

 

_

 

1.12

Учебник по геометрии для 10-11 классов

 

_

 

1.13

Учебник по математике для 10-11 классов

 

_

 

1.14

Рабочая тетрадь по математике для 5-6 классов

К

+

 

1.15

Рабочая тетрадь по алгебре для 7-9 классов

К

+

В.И. Жохов Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл

1.16

Рабочая тетрадь по геометрии для 7-9 классов

К

+

Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов

1.17

Дидактические материалы по математике для 5-6 классов

Ф

+

А.С.Чесноков, К.И. Нешков

1.18

Дидактические материалы по алгебре для 7-9 классов

Ф

+

 В.И. Жохов Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл

1.19

Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов

Ф

+

Л.С. Атанасян,В.Ф. Бутузов

1.20

Практикум по решению задач по алгебре и началам анализа для 10-11 классов

 

_

 

1.21

Практикум по решению задач по геометрии для 10-11 классов

 

_

 

1.22

Практикум по решению задач по математике для 10-11 классов

 

_

 

1.23

Учебные пособия по элективным курсам

 

+

Математическая смекалка
История математики
Школьные олимпиады 5-6 кл.
Математические олимпиады школьников 9 кл.
Все задачи «Кенгуру».
Как научиться решать задачи.
Сборник задач математических олимпиад.
Занимательные логические задачи.

1.24

Сборник контрольных работ по математике для 5-6 классов

Ф

+

А.С.Чесноков, К.И. Нешков

1.25

Сборник контрольных работ по алгебре для 7-9 классов

Ф

+

В.И. Жохов Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк 7-9 кл

1.26

Сборник контрольных работ по геометрии для 7-9 классов

Ф

+

Бутузов

1.27

Сборник контрольных работ по алгебре и началам анализа  для 10-11 классов

 

_

 

1.28

Сборник контрольных работ по геометрии для 10-11 классов

 

_

 

1.29

Сборник контрольных работ по математике для 10-11 классов

 

_

 

1.30

Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике

К

               +

Математические диктанты 7-9 кл.
Итоговая аттестация  выпускников 9 кл.

Тесты для промежуточной аттестации. 7-8
Алгебра. Разноуровневые контрольные тесты. 9 кл .ФИПИ Открытый банк заданий

1.31

Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену

 

_

 

1.32

Научная, научно-популярная, историческая литература

П

+

В.А.Гусев хрестоматия поматематике, энциклопедии

1.33

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

П

+

А.И.Каплун «Математика» учебно-практический справочник. Е.П. Нелин Алгебра 7-11 справочник

1.34

Методические пособия для учителя

Д

+

Геометрия в 7-9 кл. Л.С. Атанасян,В.Ф.
Алгебра 7-9 Ю.Н.Макарычев, Н.Г Миндюк , О.Б.Епишева В.И Крупич Учить школьников учиться математике

2.

Печатные пособия

2.1

Таблицы по математике для 5-6 классов

Д

 

Комплект таблиц по математике для 5-6 кл.
Комплект таблиц по математике
Длина. Площадь. Объем.
Признаки делимости.
Простые числа.

2.2

Таблицы по геометрии

Д

 

Векторы Многоугольники
Треугольники

2.3

Таблицы по алгебре для 7-9 классов

Д

+

Комплект таблиц по математике для 7-8 кл. Тригонометрические функции.
 Функции и графики
Квадратное неравенство

2.4

Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов

 

_

 

2.5

Портреты выдающихся деятелей математики

Д

+

Набор выдающихся математиков

3.

информационно-коммуникативные средства

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики

Д/П

 

Математика 6кл Пропорции, масштаб, прямая и обратная пропорциональные зависимости. Треугольники и его элементы, уроки Кирилла и Мефодия

3.2

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

   

Диски: тесты по всем разделам математики,
http://www.it-n.ru/profil.http://festival.1september.ru/articles
http://maitf.dnu.dp.ua/illustrations

3.3.

Инструментальная среда по математике

     

4.

Экранно-звуковые пособия

4.1

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов

Д

   

5.

Технические средства обучения

5.1

Мультимедийный компьютер

Д

+

 

5.2

Сканер

Д

+

 

5.3

Принтер лазерный

Д

+

 

5.4

Копировальный аппарат

Д

+

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.5

Мультимедиапроектор

Д

 

5.6

Средства телекоммуникации

Д

+

Включают: электронная  почта, локальная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения .

5.7

Диапроектор или графопроектор (оверхэд)

Д

   

5.8

Экран (на штативе или навесной)

Д

+

 

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

6.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Д

+

 

6.2

Доска магнитная с координатной сеткой

Д

_

 

6.3

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

Д

+

Комплект предназначен для работы у доски.

6.4

Комплект стереометрических тел (демонстрационный)

Д

+

 

6.5

Комплект стереометрических тел (раздаточный)

Ф

-

 

6.6

Набор планиметрических фигур

Ф

+

 

6.7

Геоплан

Ф

   

7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

7.1

Компьютерный стол

Д

-

 

7.2

Шкаф секционный для хранения оборудования

Д

+

 

7.3

Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)

Д

+

 

7.4

Стенд экспозиционный

Д

+

 

7.5

Ящики для хранения таблиц

Д

-

 

7.6

Штатив для таблиц

Д

-