Plan raboti skolnoi biblioteki 2015-2016

работа с учителями и родителями: выступления на заседаниях педсовета, обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы, отчёты о работе и планировании деятельности библиотеки, информационные обзоры на заданные темы, индивидуальная работа с педагогами.

-оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного фонда школьной библиотеки.

-создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.

Деятельность по формированию фонда библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

Содержание работы

Срок исполнения

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Работа с фондом учебной литературы

 

Подведение итогов движения фонда. Диагностика

обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

работа с перспективными библиографическими изданиями (перечень учебников,  учебных пособий рекомендованных Министерством образования и науки РФ, региональным комплектом учебников)

сентябрь

октябрь

ноябрь

Осуществление контроля выполнения сделанного  заказа, приём и обработка поступивших учебников (оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта, штемпелевание, оформление картотеки.)

май

по мере поступления

Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой

сентябрь

Информирование учителей и учащихся учебниками и другой литературой

сентябрь

Списание фонда с учётом ветхости и смены учебных программ

октябрь-ноябрь

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)

1 раз в четверти

Работа  с резервным фондом учебников (ведение учёта, размещение для хранения)

сентябрь-ноябрь

Работа с фондом художественной литературы

 

Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки (к художественному фонду для учащихся 1-4 классов, к фонду периодики для всех учащихся и сотрудников

постоянно

Выдача изданий читателям

постоянно

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

постоянно

Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий

постоянно

Ведение работы по сохранности фонда

постоянно

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей

постоянно

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечение учащихся

декабрь

май

Периодическое списание фонда с учётом ветхости и морального износа

май

Оформление новых разделителей ( в зоне открытого доступа)

В течение года

Комплектование фонда периодики

 

Оформление подписки на первое и второе полугодие

октябрь

апрель

 

Работа с читателями

Содержание работы

Срок исполнения

1

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей

постоянно

2

Рекомендательные беседы при выдаче книг

постоянно

3

Беседы со школьниками о прочитанном

постоянно

4

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку

по мере поступления

5

«Десять любимых книг» - выставка популярных изданий

май

 

                        Работа с библиотечным активом

 

 

1

    Заседание школьного библиотечного актива

1 раз в четверть

 

                     Работа с родителями

 

 

1

Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.

май - июнь

    сентябрь

2

Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов по темам «Школьные учебники: выбор, обеспечение и использование»

по плану проведения педсовета

3

Оповещение о фонде учебной литературы

апрель

4

Беседы с родителями о передаче в фонд библиотеки учебников

апрель

5

Оформление уголка «Информация для родителей об учебном фонде»

Ежегодное обновление

6

Анкетирование «Почему дети не читают»

Декабрь-февраль

 

 

 Работа с педагогическим коллективом

 

 

1

Подбор и выдача к летнему чтению

май

2

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах

периодически на совещаниях

3

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году

апрель

4

Оказание помощи в проведении традиционных общешкольных мероприятий.

В течении года

 

                  

Работа с учащимися школы

 

 

1

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки

постоянно

2

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей

один раз в четверть

3

Рекомендательные беседы при выдаче книг

постоянно

4

Проведение бесед о культуре чтения и поведения в библиотеке.

по мере необходимости

5

Использование Интернет ресурсов для более полного удовлетворения информационного запроса.

по требованию

6

Поощрение активных участников в работе библиотеке

май

     

7

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения и журнальной периодики

постоянно

8

Подготовка рекомендаций для читателей-школьников в соответствии с возрастными категориями

постоянно

9

Привлечение школьников к ответственности за причинённый ущерб книге, учебнику, периодическому изданию

по мере необходимости

 

  Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся школы

1

1-й класс

Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)?

Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простей­шим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)

январь

май

2

2-й класс

 

Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе

Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страни­ца, иллюстрация

          ноябрь

январь

3

3-й класс

 

Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фа­милия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие  (цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к созна­тельному выбору  литературы)

Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь системати­ческого каталога с расстановкой книг на полках

ноябрь

февраль

4

4-й класс

Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о сло­варе, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное рас­положение материала, алфавитные указатели, предметные указатели

Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настояще­го времени. Древнейшие библиотеки

декабрь

апрель

5

5-й класс

Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Ис­пользование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними

Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его твор­ческой индивидуальностью

декабрь

апрель

6

6-й класс

 

Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поис­ку информации. Библиотечный каталог, картотека, библиографические указатели, тема­тические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке

ноябрь

8

8-й класс

 

Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Справочно-библиографический ап­парат школьной библиотеки: структура, назначение. Алфавитный  ка­талог.  Справочная литература. Энциклопедии: уни­версальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога

апрель

Массовая работа

1

 Выставка учебных изданий к предметным неделям

по предметным неделям

2

Неделя русского языка и литературы (подбор материала к школьным газетам, викторинам)

 

3

Неделя математики (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам)

 

4

Неделя естественно-научного цикла (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам)

 

5

Подбор материалов к выступлениям, рефератам.

 
 

 

Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских и зарубежных

 писателей:

 

7 сентября – 145 лет со дня рождения писателя А. И. Куприна (1870-1938)

 

1.Выставка книг

2.Презентация

3 октября -120 лет со дня рождения поэта С. А. Есенина (1895—1925)

1.Выставка книг

2.Презентация

 

28 ноября – 100 лет со дня рождения К. М. Симонова (1915-1979)

 

1.Выставка книг

2.Презентация

4 декабря-190  лет со дня рождения поэта А.Н.Плещеева

1.Презентация

2.Выставка книг

30 декабря – 110 лет со дня рождения поэта, писателя Д. И. Хармса (1905-1942)

1.Презентация

2.Выставка книг

3 января-80 лет со дня рождения Николая Михайловича Рубцова (1936-1971), поэта.

1.Презентация

2.Выставка книг

16 февраля - 185 лет со дня рождения Николая Семеновича Лескова (1831-1895), писателя.

1.Презентация

2.Выставка книг

 

31 марта –135 лет со дня рождения писателя К.И.Чуковского

1.Выставка книг

2.Презентация

10 апреля –115 лет  со дня рождения русской писательницы В.А.Осеевой

1.Выставка книг

2.Презентация

 14 мая - 125 лет со дня рождения русского писателя К.Г.Паустовского

1.Выставка книг

2.Презентация

 

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

май

 

Неделя детской и юношеской книги с 20-31 марта:

 

Литературные конкурсы , викторины по произведениям детских писателей.

 

 

 

 

Реклама библиотеки

 

 

 

1

Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской ли­тературы для начальной школы

октябрь

2. Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

1

Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родитель­ских собраниях)

постоянно

2

Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, прово­димых библиотекой)

постоянно

3

Оформление информационных стендов-папок:

  • «Правила пользования книгой»;
  • «Правила поведения в библиотеке»

в течение года

4

Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку

в течение года

5

Информирование пользователей о режиме работы

сентябрь

6

Проведение недели детской книги

март

7

Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых

мероприятий

По мере необ­ходимости

Профессиональное развитие сотрудников библиотеки

1

Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей

по плану РУО

2

Освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы

в течение года

3

Чтение профессиональной литературы, Интернет-сайтов по вопросам библиотековедениям.

постоянно