Аннотация к рабочей программе по географии

5 -6 класс (ФГОС ООО)

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету «География».

Рабочая учебная программа по географии разработана на основе Образовательной программы основного общего образования, на основе программы основного общего образования по географии: 5-9 классы авторы И. И. Баринова, Т.П. Герасимова, В. П. Дронов, И. В. Душина, издательство Дрофа (серия «Стандарты второго поколения»).

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Особенность по отношению к ФГОС ООО заключается в том, география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся целостное восприятие мира по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем; комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнёрство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие. Школьный курс географии способствует выбору профессии учащихся.

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутри предметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

 Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

Раздел 1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета, которая включает в себя общую характеристику предмета «география»; основные технологии, методы, формы обучения; формы и методы контроля.

Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане, в котором описывается общий объём учебного времени в 5 классе. Количество часов в год составляет 34 по 1 часу в неделю.

Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, в котором описаны результаты обучения, по присвоению учащимися системы ценностей.

Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География». В результате освоения предметного содержания учебного предмета у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов к окончанию 5 класса. Требования задаются в деятельностной форме (что учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Кратко излагается система оценки достижений учащихся.

Раздел 6. Содержание тем учебного предмета, включает в себя перечень и название разделов и тем предмета.

Раздел 7. Календарно - тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класса.  В данном разделе перечислены разделы, темы и последовательность их изучения. Указано необходимое количество часов для изучения каждого радела и каждой темы, планируемая дата проведения урока. Прописаны темы отдельных уроков и формируемые УУД.

Раздел 8. Описание материально - технического обеспечения учебного процесса, включает в себя список рекомендуемой учебно-методической литературы, технические и электронные средства обучения, перечень учебной и справочной литературы.

Изучение географии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
  • овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, статистические материалы, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.

 УМК обучающихся:

И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Учебник для 5 класса. М. «Дрофа»;

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. Учебник для 6 класса, М. «Дрофа».

Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; их различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;

уметь

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- составлять географические карты различной тематики;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии

в 5-6 классах

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование

всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных

мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических

принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значи-

мости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям,

традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его

мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими

людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и

общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных,

социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис-

следовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих

жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех

её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через

освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического

характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные

действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения

учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности;

2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее

эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её

решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на

основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё

мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о

географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения

современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей

среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве

человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как

основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро

изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения

количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её

экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из

«языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для

объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности

окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в

случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и

экологически целесообразного поведения в окружающей среде.