Аннотация к рабочей программе по обществознанию 6 класс.

   Рабочая  программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010года, Примерной образовательной программы по обществознанию, рассчитана на 35 часов, включая часы на промежуточный и итоговый контроль.

УМК по обществознанию:

1.Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 6 класс»

2.Рабочая тетрадь

3.Е.Н. Сорокина.  Поурочные разработки

4. Тесты

Цели обучения: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» в 6 классе являются знания граждановедческого характера, проблемы взаимодействия личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, этические нормы поведения.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Задачи изученияобществознания:

развитие личности, ее познавательных интересов, восприятие социальной информации и определение собственной позиции;

формирование нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

освоение на уровне функциональной грамотности  системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных, межличностных и семейно-бытовых отношений, самостоятельной познавательной деятельности.

Методической основой изучения курса обществознания  является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников. Курс предусматривает использование образовательных технологий деятельностного типа (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания, проектная технология).

Место учебного предмета «Обществознание»  учебном плане основного общего образования.

Предмет «Обществознание» изучается  в качестве обязательного предмета  по 1 часу в неделю.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Планируемые результаты освоения учебного предмета « Обществознание»

Предметные результаты:

Человек. Деятельность человека

Ученик  научится:

•          использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

•          в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

•          характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

•          приводить примеры основных видов деятельности человека;

•          выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Ученик получит возможность научиться:

•          выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

•          оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

•          использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

•          моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Нравственные основы жизни

Ученик  научится:

•          характеризовать основные нормы морали;

•          критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

•          раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

•          .

Выпускник получит возможность научиться:

•          использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека

Личностными результатами, формируемыми в 6 классе во время изучения обществознания , являются способности:

•          осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

•          осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;

•          осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства-свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;

•          осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него , вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

•          освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

•          осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность  к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

•          стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;

Учащиеся получат возможность для формирования:

•          устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

•          готовности к самообразованию и самовоспитанию;

•          способности к решению проблем на основе учёта позиций участников, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

•          коммуникативной компетентности в об¬щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче¬ской и других видах деятельности;

•          креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении учебных задач.

Метапредметные результы 

Познавательные:

Ученик научится:

•          способам учебного проектирования через решение проектных задач;

•          использовать действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действия в новых, нестандартных ситуациях;

•          осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•          давать определение понятиям;

•          осуществлять сравнение и классификацию по указанным критериям;

•          структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

•          представлять информацию в разных формах ( рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ

•          работать с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.

Ученик получит возможность научиться:

•          ставить проблему, аргументировать её актуальность (под руководством взрослого);

•          проводить исследование на основе применения методов наблюдения (под руководством взрослого).

Регулятивные:

Ученик научится:

•          умению ставить цель, проблему в деятельности:учебной и жизненно- практической, в том числе в своих проектах;

•          анализировать условия достижения цели с помощью взрослого;

•          планировать пути достижения целей с помощью взрослого;

•          осуществлять констатирующий контроль по результату действия;

•          вырабатывать критерии оценки учебной работы с помощью взрослого, оценивать свою работу по этим критериям;

•          давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах.

Ученик получит возможность научиться:

•          самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

•          основам самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности с помощью взрослого;

•          понимать причину и суть затруднений, возникающих при выполнении пробного действия в ходе решения учебной задачи и самостоятельно искать выход из затруднения

Коммуникативные:

Ученик научится:

•          понимать и учитывать в своей деятельности позицию другого человека

•          излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

•          задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

•          осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•          адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•          вступать в разновозрастное сотрудничество: уважать младших, слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;

•          готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

•          Преодолевать конфликты- договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого человека.

Ученик получит возможность научиться:

•          принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

•          оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре;

•          вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.

Аннотация к рабочей программе по обществознанию  7 класс

         Рабочая  программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего  образования по обществознанию  с учётом авторской программы А.И. Кравченко «Обществознание», допущенной  Министерством образования Российской Федерации , 2009г.

            Программа рассчитана на 35 часов (из них 5 уроков обобщающего контроля) для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в V II классе, из расчета 1 учебный час в неделю. Для реализации рабочей программы используется УМК включающий: Кравченко А.И., Певцова Е.А.. Обществознание. 7  класс. «Русское слово», 2009.

С.И. Козленко, И.В. Козленко. Обществознание: Программа курса для 6—7 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. М.: «Русское слово», 2009г.

Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 6—7 классы. М.: «Русское слово», 2009г.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 6—7 классы. М.: «Русское слово», 2009г.

Курс «Обществознание» для 6—7 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 6—7 классах по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Важнейшими целями изучения курса в данных школьных параллелях являются:

— создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

— воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

— освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

— овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

— формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

В 7 классе в основе содержания курса — раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к границе между детством и подростковым миром и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.

Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:

— сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;

— психологический портрет личности;

— самооценку подростка;

— образ жизни подростка;

— взаимоотношение подростка с законом;

— социальную и жилую среду подростка.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную, социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
    • Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. М.: «Русское слово», 2009г.
    • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
    • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
    • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
    • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
    • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
      • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
      • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
      • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
      • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
      • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
      • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
      • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
      • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
      • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
      •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
      • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
      • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
      • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
      • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
      • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
      • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
      • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
      • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
      • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
      • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
      • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
      •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
      • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
      • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Уметь

  Формы контроля: устный опрос, тестовые задания, письменные самостоятельные работы.

Аннотация к рабочей программе  8 класс.

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право)  с учётом авторской программы А.И. Кравченко «Программа курса для 8-9 и 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений» (Москва, «Русское слово»,2009г.).

            Программа рассчитана на 34 часа (из них 3 урока обобщающего контроля) для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в VIII классе, из расчета 1 учебный час в неделю.

Для реализации рабочей программы используется УМК, включающий:

  • Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. Допущено Министерством образования РФ. М.: «Русское слово», 2009г.
  •  Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8—11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. М.: «Русское слово», 2009г.
  • Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8—9 классы. М.: «Русское слово», 2009г.
  • Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8—9 классы. М.: «Русское слово», 2009г.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.  В преподавании обществознания реализуются межпредметные связи с историей и другими учебными дисциплинами.

 Цели.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать/понимать

Уметь

  Формы контроля: устный опрос, тестовые задания, письменные самостоятельные работы.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать/понимать

Уметь

Аннотация

к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности  в 8  классе 

 Рабочая программа составлена на основе:

1.    Комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 1-11 классов»   Смирнова А.Т., Хренникова Б.О  

2. Федерального компонента государственного стандарта первого поколения 2004г.

  Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

   Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:

  • воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
  • Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
  • Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность;
  • Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

 Систематический курс   представлен в программе следующими содержательными    линиями:

           На изучение биологии  в 8  классе  выделяется 35 часов (1 ч в неделю, 35 учебных недель согласно базисному плану).  Используемый учебник  А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников   «Основы безопасности жизнедеятельности».

            Рабочая учебная программа включает в себя : пояснительную записку, календарно- тематический план ,  требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую   программу, материально- техническое обеспечение.

 

Аннотации к рабочим программам

предмета «История»

5 -6 классы

Рабочая  программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010года, Примерной образовательной программы по истории с учетом Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, подготовленной в 2013-14 г. в целях повышения качества школьного исторического образования, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Концепция предусматривает изучение истории по линейной системе с 5 по 10 классы.

УМК по истории:

1. Учебник А.А. Вигасин, Г. И. Годер

1.Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков.6 класс.

2.Учебник в 2-х частях под редакцией А.В. Торкунова. История России. 6 класс

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изученияистории в школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории  является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Место учебного предмета «История»  учебном плане основного общего образования.

Предмет «История» изучается  в качестве обязательного предмета  по 2 часа в неделю.

Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.

Аннотация к рабочим программам предмета «История»

7-9 классы

  Рабочая  программа по учебному предмету «История» составлена на основании следующих нормативных документов:

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании»
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3.  Федерального базисного учебного плана (приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»

4)Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017учебный год» .

5)Учебный план общеобразовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.

6)Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории.

7) Примерная  программа  основного  общего  образования по истории России для 6-9 классов и авторская программа (авторы: . Данилова, Косулина );

8)Примерная  программа  основного  общего  образования по Всемирной истории для 7-8 классов и авторская программа (авторы: А.Я.Юдовской Л.М.Ванюшкиной);

 9)Программы  по  истории -  Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» (Сборник  «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2007) и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник  «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2007).  

Учебный план   отводит 70  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного  общего образования, из расчета 2 часа в неделю в  5 -9  классах. Данная программа рассчитана на  70 учебных часов

  Цели:

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
    • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
    • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Задачи изучения курса истории в основной школе:

1. формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать

2. формирование толерантности и уважения по отношению к другим традициям и культурам

3. формирование активной гражданской позиции, ценностных ориентаций школьника на основании осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом

4. формирование и привитие интереса учащихся к исторической науке

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

уметь

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

           

 

 

Аннотация  к рабочей программе по математике. 5-9 классы.

       Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по математике (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).   

            Рабочая программа  по математике составлена на основе:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы: составители:В,И Жохов и Т.А. Бурмистрова.-М.: Просвещение. 2010.-158с.-ISBN  978-5-09-022752-0.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы: составитель  Т.А. Бурмистрова.,-М.: Просвещение.2010.-254с.- ISBN 978-5-09-023910-3.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы: составитель  Т. А. Бурмистрова.,-М. :Просвещение. 2010.-125с.-ISBN  978-5-09-023911-0.
  4.   Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы .Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2009.-128с.-ISBN 978-5-358-07171-1/

Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение.) (Стандарты второго поколения)

Основные учебники:

  1. Математика – 5. Виленкин Н.Я., 2015
  2. Математика -6 .Виленкин Н.Я., 2015
  3. Алгебра, учебник для 7 класса для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова : Просвещение, 2013.
  4. Алгебра, учебник для 8 класса для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова : Просвещение, 2013.
  5. Алгебра, учебник для 9 класса для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова : Просвещение, 2013.
  6. Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2013.

Цели и задачи.

  Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-формирование  представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

-воспитание  культуры личности, отношения к математике как к части  общечеловеческой культуры, понимания  значимости математики для научно-технического прогресса.

Целью изучения  курса математики в 5-6 классах является : овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения непрерывного образования; формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для успешной социализации в обществе.

 систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Целью изучения курса алгебры в 7-9 классах является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физики , химии, основы информатики и вычислительной техники и др. ), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.

-Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений,  развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин ( физика, черчение и т.д. ) и курса стереометрии в старших классах.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.   

Общая характеристика учебного предмета.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков) :арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.

В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной  школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического  мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад  в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное  и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах. Понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов . в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Место учебных предметов математического цикла в Базисном учебном плане.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

В после школьной  жизни  реальной  необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной  базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики ( экономика, бизнес, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым  предметом.

Количество  учебных часов, на  которые рассчитана программа:

Класс

Кол.часов в неделю

Всего часов

Контрольные работы

5

5

175

14

6

5

175

12

7

5

175

16

8

5

175

15

9

5

175

13

Ведущую роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления,  воспитания умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко- научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 и 6 классов

Учащиеся должны знать/понимать :

– сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;

– как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;

– как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

– понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;

– понятия «уравнение» и «решение уравнения»;

– смысл алгоритма округления десятичных дробей;

– переместительный, распределительный и сочетательный законы;

– понятие среднего арифметического;

– понятие натуральной степени числа;

– определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

должны уметь:

– выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);

– выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;

– переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;

– выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;

– выполнять действия с числами разного знака;

– пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;

– находить значения степеней с натуральными показателями;

– решать линейные уравнения;

– изображать числа точками на координатной прямой;

– решать текстовые задачи на дроби и проценты;

– вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.

В частности, в 5 классе учащиеся

должны знать:

– понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;

– правила выполнения действий с заданными числами;

– свойства арифметических действий;

– понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;

– определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности;

должны уметь:

– выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

– применять свойства арифметических действий при решении примеров;

– решать уравнения, упрощать буквенные выражения;

– решать задачи на дроби и с помощью уравнений;

– находить процент от числа и число по его проценту.

В частности, в 6 классе учащиеся

должны знать:

– понятия обыкновенной дроби и отрицательного числа;

– правила выполнения действий с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;

– определение угла и его виды;

– понятие «вероятность»;

должны уметь:

– выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;

– переходить из одной формы записи в другую;

– находить значения степеней с целыми показателями;

– решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;

– устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

– для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, длины окружности и площади круга.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов

Учащиеся должны знать/понимать:

– математический язык;

– свойства степени с натуральным показателем;

– определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители;

– линейную функцию, её свойства и график;

– квадратичную функцию и её график;

– способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

должны уметь:

– составлять математическую модель при решении задач;

– выполнять действия над степенями с натуральными показателями, показателем, не равным нулю, используя свойства степеней;

– выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения;

– строить графики линейной и квадратичной функций;

– решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

решать следующие жизненно-практические задачи:

– самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

– работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;

– извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

– пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации;

– самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся 8–9 классов

Учащиеся должны знать/понимать:

– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

– значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

должны уметь:

– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

– составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осущест-влять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

– выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

– применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

– решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;

– решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

– решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

– изображать числа точками на координатной прямой;

– определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

– распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

– находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

– определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

– описывать свойства изученных функций, строить их графики;

– извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

– решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

– вычислять средние значения результатов измерений;

– находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

– находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

решать следующие жизненно-практические задачи:

– самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

– работать в группах;

– аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

– уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

– пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

– самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Аннотация к рабочей программе по географии 7-9классы

В рабочей программе отражены нормативные документы, основное держание

предмета, УМК учащегося и учителя, критерии и нормы оценки знаний обучающихся при устном ответе, письменных контрольных тестовых работах.

Данная рабочая программа для учащихся 7-9 классов составлена на сновании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2011 г.

примерные программы, созданные на основе федерального компонента

государственного образовательного стандарта: Сборник нормативных документов.

программы И.В.Душиной по курсу «Географии материков и океанов» М: Дрофа, 2011г.

В рабочей программе указаны учебники для учащихся:

Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2012

Баринова И.И. География. Природа России. 8 класс. М.: Дрофа, 2012;

Дронов В.П. География В.П. География: население и хозяйство России. 9 класс. М.: Просвещение, 2012.

Количество часов в неделю –2 часа (70 часов).

Курс «Географии материков и океанов»7 класс

В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом -региональном (материковом) уровне.

В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержаниями согласно новой концепции среднего

географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии.

В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны».

«Источники географической информации», «Природа Земли и человек»,

Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии.

Основная цель курса -раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его

хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

 Другая важная цель курса - создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее

природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого

характера.

Аннотация к рабочей программе по географии 8 класс «География России.  Природа»

Содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение

учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

В программе указаны цели изучения географии:

• освоение знаний

об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине —России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями

ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения —географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;

применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных

явлений и процессов;

• развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране.

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;

самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, выявления причинно-следственных связей;

—сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

—ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

—соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Аннотация к рабочей программе по географии 9 класс  «Население и хозяйство России»

Главная цель курса—формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте

России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально- ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Разделы:

  • Геополитическое положение;
  • Населения;
  • Межотраслевые комплексы;
  • Регионы России;

           Россия в мире.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.